Туристов отправят в космос на нацистском двигателе

Canadian Arrow – это удивительное сочетание технических решений 2005 и 1943 года (иллюстрация с сайта msnbc.msn.com).

На рынке космического туризма появился новый игрок, который имеет все шансы обогнать соперников, поскольку суборбитальная ракета, которую он строит, отталкивается от немецких разработок времён Второй Мировой войны.

Канадская компания PlanetSpace принадлежит в равных долях фирме Canadian Arrow, одному из бывших претендентов на знаменитый Ansari X PRIZE; а также – индийско-американскому предпринимателю Чириндживе Катурия (Chirinjeev Kathuria).

Он является основателем ряда крупных компаний в области телекоммуникаций и Интернета и известен также своим финансированием корпорации MIRCorp (совместное предприятие с участием РКК «Энергия»), пытавшейся несколько лет назад спасти орбитальную станцию «Мир» незадолго до её затопления и фактически помогавшей станции существовать в её последний год.

Господин Катурия в российском центре управления полётами (фото с сайта msnbc.msn.com).

Объём вливаний в новую компанию со стороны магната не объявляется, но, по словам Катурии, этого будет достаточно, чтобы закончить ракету, давно разрабатываемую фирмой Canadian Arrow. Ракета, кстати, называется точно так же.

Интересно, что базируется эта разработка на схеме нацисткой баллистической ракеты V-2 легендарного Вернера фон Брауна.

Нижняя часть ракеты, во всяком случае, повторяет схему Брауна почти один в один.

Канадцы посчитали, что проверенная временем идея, послужившая одним из фундаментов космонавтики, как в США, так и в СССР – это то, что надо для сокращения сроков работ и повышения надёжности ракеты и снижения рисков для всего предприятия.

Правда, ракета превращена в многоразовую и двухступенчатую, абсолютно все части которой возвращаются на парашютах, и получила трёхместную кабину.

Глава Canadian Arrow Джеф Ширин (Geoff Sheerin) заявил, что машина будет готова через год.

Одиночный жидкостный ракетный двигатель первой ступени, развивающий тягу около 26 тонн, уже построен и испытан.

Возвращение первой ступени. Перед раскрытием парашюта аппарат тормозят выдвижные щитки, расположенные между стабилизаторов (иллюстрация с сайта canadianarrow.com).

Любопытно, что он является точной копией двигателя V-2, работающего на спирте и жидком кислороде – вплоть до конструкции камеры сгорания и графитных рулей в потоке реактивного выхлопа.

Вторую ступень будут разгонять четыре твердотопливных двигателя. Интересно, что в случае развития нештатной ситуации на старте – их можно будет запустить сразу же.

Тогда кабина с экипажем отделится от первой ступени и уйдёт вверх и в сторону, а потом спустится на парашюте.

Эта технология спасения похожа на схему, применяемую на кораблях «Союз», с той лишь разницей, что в штатном полёте те же двигатели служат разгону второй ступени.

Общая длина Canadian Arrow составляет 16,4 метра, из которых 6 метров приходится на вторую ступень.

Через полтора года Ширин обещает начать пилотируемые полёты, которые обойдутся туристам в $250 тысяч. В эту цену войдут две недели подготовки и 15-минутный рейс на высоту 112 километров.

Стартовать машина будет с канадской территории, где-то в районе Великих озёр.

Вторая ступень, она же – кабина, в полёте по программе и при аварийном уходе со стартового стола (иллюстрация с сайта canadianarrow.com).

PlanetSpace планирует отправить в ближний космос 2 тысячи туристов в течение первых пяти лет полётов.

Кроме того, фирма ожидает, что скоро 26% её акций выкупят неназванные бизнесмены, а ещё ведёт переговоры с телевизионщиками о съёмках космических телешоу, и с устроителями лотерей – для выставления билетов в космос в качестве призов.

Как видим, рынок космического туризма (суборбитальных полётов) развивается бурно.

Из наиболее значимых игроков тут нужно отметить, в первую очередь, Virgin Galactic, за которой стоят знаменитый конструктор Бёрт Рутан (Burt Rutan) и его космоплан SpaceShipOne, а также миллионер Ричард Брэнсон (Richard Branson).

Любопытный ряд (слева направо): нацистcкая V-2, американская копия V-2, советская Р-1, советская Р-2, китайская DF-1 и Canadian Arrow (иллюстрация с сайта planetspace.org).

Не меньший интерес представляет компания Rocketplane, которая вознамерилась отправить в космос переделанный серийный самолёт бизнес-класса.

Кроме того, на днях компания AERA, заключившая контракт с ВВС США об использовании космодрома на Мысе Канаверал, объявила о начале продажи билетов на суборбитальные рейсы, которые должны стартовать уже в 2006 году.

Цена билета — $250 тысяч за место в первом рейсе и $150 тысяч — для последующих полётов.

Если AERA сдержит обещание, она станет первой частной компанией, которая фактически начнёт катать туристов в ближний космос. Остальные претенденты называют чуть более поздние сроки.

Только вот опыт показывает, что, как правило, реализация таких проектов испытывает ряд задержек, вызываемых техническими, финансовыми или юридическими проблемами.

И потому неизвестно, станет ли первой AERA, или, к примеру, Virgin Galactic, или, всё же — PlanetSpace.



Венерианский самолёт будет присматривать за роботом в бездне

17 мая 2005

Марсианский спутник расчехлил главный калибр

13 мая 2005

Астрономы присутствовали при рождении чёрной дыры

12 мая 2005

Новая луна Сатурна поднимает волны в кольцах

12 мая 2005

Потерянные астероиды могли бы прояснить тайну Pioneer-10

11 мая 2005