Учёные связали гибель мамонтов с исчезновением пищи

Воссозданный недавно гемоглобин-антифриз мамонтов помогал им выживать в холодном климате, а вот к потеплению эти создания оказались не готовы (иллюстрация с сайта discovery.com).

Исследование Брайана Хантли (Brian Huntley) и его коллег из Даремского университета (Durham University) стремится поставить точку в долгом споре о ведущей причине вымирания шерстистых мамонтов. Компьютер показал — дело всё же в перемене климата.

Мамонты в основном вымерли порядка 10 000 лет назад, хотя на изолированных территориях крохотные популяции отдельных подвидов ухитрились сохраниться ещё несколько тысяч лет. Давняя теория об охоте людей как причине исчезновения величественных животных в последние годы всё чаще ставилась под сомнение. На первый план была выдвинута перемена климата.

Но детали оставались неясными, тем более что появлялись данные, связывающие «падение» мамонтов (и вообще мегафауны) с ударом по Земле метеорита или широкого потока осколков кометного ядра. Впрочем, гость из космоса повлиял на мамонтов опять же опосредованно.

Ныне Хантли совместил модель климата Европы, Азии и Северной Америки за последние 42 тысячи лет с данными о том, какая растительность какие условия предпочитает. Так нарисовалась картина: холод и сухость последнего ледникового периода и низкая концентрация CO2 не поддерживали рост деревьев. Вместо них господствовали травянистые экосистемы.

Но потом климат стал более тёплым и влажным, а количество диоксида углерода выросло. И тогда луга стали вытесняться лесами, что резко сократило площадь пастбищ для крупных травоядных созданий. Эти перемены начались 21 тысячу лет назад, из-за чего к моменту 14 000 лет назад распространённые во многих частях Европы (плюс в Азии и Америке) мамонты сократили свой ареал до севера Сибири, а примерно 4000 лет назад исчезли окончательно.

Узнайте также о том, что шкуры мамонтов были разных оттенков, учёные восстановили ДНК нескольких мамонтов, показав — перед исчезновением те разделились на две ветви, генеалогия шерстистых мамонтов довольно запутаная. И познакомьтесь заодно с мамонтёнком Любой.

Открыто притяжение циклонов городами