Обнаружены древнейшие окаменелости животных

Образец породы с древнейшими останками животного (красные включения), найденный в Южной Австралии (фото Adam Maloof).

Самые старые окаменелости многоклеточных организмов — губок — найдены на территории Зелёного континента Адамом Малуфом (Adam Maloof) и его коллегами из Принстона. Открытие отодвинуло существование на планете животных вглубь веков ещё как минимум на 15 миллионов лет.

Напомним, что самой ранней окаменелостью «твердотельного» организма считается Namacalathus (возраст 550 миллионов лет), мягкого — Kimberella (555 млн). Нынешним останкам приблизительно 650 миллионов лет, то есть даже больше, чем обнаруженному ранее косвенному свидетельству существования губок.

В пресс-релизе университета учёные пишут, что наткнулись на окаменелости под слоем ледниковых отложений возрастом 635 млн лет (а это – конец криогения). То есть получается, что животные пережили времена «Земли-снежка» (мы неоднократно рассказывали об этом периоде жизни планеты).

Учёные пока не уверены на все 100%, что перед ними действительно окаменевший биологический материал. Лучшим доказательством нынешним выводам, сделанным в статье в журнале Nature Geoscience, могли бы стать новые находки в породе, относящейся к той же эпохе (фото Adam Maloof).

«Мы искали древние включения грязи и поначалу решили, что перед нами именно они. Однако чуть позже стало ясно, что эти орнаменты как-то уж очень часто повторяются», — рассказывает Малуф. Лишь ко второму году исследований учёные решили проверить, не являются ли эти пятна древними организмами.

Но изучить останки оказалось не так-то просто. Рентген для исследования находки не подошёл. Он может «разделять» материалы разной плотности, в то время как окаменелости состоят из кальцита, не слишком отличающегося от скальной породы. Пришлось действовать по-другому.

Трёхмерные модели двух окаменелостей строили при помощи дизайнеров из компании Situ Studio. Для этого последовательно удаляли по 50 микрометров образца и фотографировали срез. Затем программа собирала объёмное изображение. Смотрите видеоролик (иллюстрация Maloof lab/Situ Studio).

В конце концов перед учёными предстали объекты разных форм с множеством внутренних каналов, очень похожие на простейшие губки. Кстати, нынешнюю находку удачно дополняют новые генетические данные о происхождении губок. (Читайте о древнейших следах живых организмов и самом старом отпечатке, найденном в глубине суши.)

Древние жители Океании съели всех гигантских черепах