Бессмертие канадских осин оказалось уязвимым

Одиночное дерево P. tremuloides живёт около двухсот лет. Однако побеги-клоны, растущие из его корней, наподобие грибницы, могут занять несколько гектаров, оставаясь в некотором роде исходным организмом (фото Wikimedia Commons).

Осинообразный тополь (Populus tremuloides), известный как канадская осина, умеет копировать себя, образуя целые колонии клонов. Из-за этого возникла гипотеза о теоретическом бессмертии каждого такого организма. Исследователи из университета Сан-Диего (SDSU) доказали: время всё равно возьмёт своё.

Канадская осина живёт невероятно долго. Одна из них по имени Пандо в американском штате Юта существует в своих клонах, по оценкам исследователей, порядка 80 тысяч лет.

Два года назад учёные вычислили скорость накопления генетических мутаций на примере 20 клональных колоний, растущих в Британской Колумбии (результат был опубликован в Molecular Ecology). А в нынешнем исследовании та же группа биологов связала накопление мутаций с постепенным ограничением производства пыльцы.

В отсутствие пыльцы, которую бы мог подхватить и перенести в другое место ветер, P. tremuloides уже не смогут оплодотворить другое дерево и продлить свою генетическую линию в потомках (фото Royce Bair/Flickr.com).

Самая старая колония, чей возраст оценили приблизительно в 10 тысяч лет, производила всего четверть того количества пыльцы, на которое были способны наиболее молодые копии P. tremuloides. А через 20 тысяч лет, экстраполировали учёные, у такого дерева пыльцы больше не будет.

Казалось бы, организму, самостоятельно дающему новые побеги, должно быть всё равно. Но в отсутствие полового размножения дерево лишает себя возможности за счёт генетической вариативности приспосабливаться к меняющимся за тысячи лет условиям среды. В этом уже заложен корень гибели клонов. И кроме того очевидно, что сидящая на месте одиночная колония уязвима для любых ударов стихии, начиная с пожаров. Потому бессмертие такой осины остаётся достаточно условным понятием.

Статья учёных опубликована в PLoS Biology. Читайте также о 13-тысячелетнем дубе и 10-тысячелетней ели.

Древние жители Океании съели всех гигантских черепах