Предложена коррекция эволюционной теории

Эволюционные скачки происходили в те моменты, когда в результате массовых вымираний или по иной причине для некоторых групп и классов животных высвобождались большие свободные пространства, – считают авторы нового исследования (иллюстрация с сайта we.vub.ac.be).

Некоторую поправку к теории эволюции Дарвина вывели биологи из Бристольского университета (University of Bristol). Они разошлись с классиком во мнении, что именно является главной движущей силой эволюции живых существ.

По Дарвину, эволюционные перемены толкает изменчивость, помноженная на естественный отбор, причём на фоне конкуренции видов, родов и групп за источники пищи и пространство. Но британские палеонтологи выдвигают на первый план именно последний фактор, то есть доступные тем или иным группам и видам экологические ниши. А борьба видов, мол, играет лишь вторичную роль.

Используя данные об окаменелостях, палеонтологи построили обширную модель эволюции тетрапод за последние 400 миллионов лет. С её помощью они показали, что имеется связь между глобальным разнообразием четвероногих и множеством их экологических ролей. И что наблюдается 97-процентное соответствие между биологическим разнообразием семейств тетрапод и переменами в условиях их обитания.

В палеозое господствовали амфибии, в мезозое — рептилии, в кайнозое — птицы и млекопитающие. И происходили эти смены не из-за того, что те или иные классы четвероногих обыгрывали соперников в прямой конкурентной борьбе, а главным образом потому, что существа получали в своё распоряжение новые ниши.

Британцы рассуждают: млекопитающие жили бок о бок с ужасными ящерами миллионы лет и не могли их «переиграть». И только когда по вине астероида динозавры ушли со сцены, сновавшие под ногами ящеров зверьки получили жизненное пространство и ресурсы для того, чтобы начать бурно эволюционировать. (Это предположение, правда, противоречит другому исследованию, доказывавшему, что взлёт млекопитающих всё же не был связан с падением динозавров.)

Другой пример, по мнению британцев, – птицы. Научившись летать, они заняли небо (и верхушки деревьев), не конкурируя с бегающими по земле предшественниками. Похожим образом сыграл выход живых существ на сушу сотнями миллионов лет ранее.
С такой трактовкой данных согласны не все. Эволюционный биолог Стивен Стирнс (Stephen Stearns) из Йеля (Yale University) замечает: «Что такое стремление освоить новые и новые порции экологического пространства, если не желание избежать конкуренции с видом на площади, что уже занята?» (иллюстрации Chicago Academy of Sciences, Tony Auth).

Свои расчёты исследователи из Бристольского университета представили в статье в Biology Letters. (Читайте также о работе, показавшей, что круротарзаны уступили власть динозаврам волею случая.)

Исследована тактика нападения ужасной птицы