Пилоты бомбардировщика Первой Мировой прыгнут через Атлантику
Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh) — всё-таки неправильный ответ. Ведь первый трансатлантический перелёт осуществили двое английских лётчиков Джон Олкок (John Alcock) и Артур Браун (Arthur Whitten Brown) 14 июня 1919 года на «кукурузнике» Vimy. Теперь подвиг решено повторить на точной копии самолёта.
«Мы носились над Атлантикой в течение 16 часов, и это не было приятным путешествием», — вспоминал позже Браун. Действительно, первый беспосадочный перелёт из Канады в Ирландию, по рассказам лётчиков, был ужасающим.
Лететь приходилось в кромешной тьме сквозь дождь со снегом, пилоты то и дело терялись в облаках, кувыркались кверху тормашками, пытались сориентироваться по звёздам, едва не врезались в воду и холмы. В конце концов, биплан с отважными пилотами рухнул в ирландское болото.
«Ладно, будем считать, что это только начало, — сказал Браун, выбираясь из-под обломков бомбардировщика. — Я надеюсь, за нами последуют другие».
И правда — 86 лет спустя, нашлись энтузиасты, готовые повторить перелёт двух пионеров на точной копии биплана начала ХХ века. Они вот-вот полетят — ждут хорошей погоды в аэропорту и отправятся в путь, как только она позволит.
Проект называется так же, как и бомбардировщик от фирмы Vickers — Vimy Aircraft Project. Идея вынашивалась давно, и всё это время проектом тайно руководил калифорнийский бизнесмен по имени Питер Макмиллан (Peter McMillan), который и оплатил строительство Vimy (его собирали с 1991 по 1994 годы).
Но за штурвалом Макмиллана не будет. Пилотом станет хорошо известный миллионер-авантюрист Стив Фоссетт (Steve Fossett), который на самолёте Virgin Atlantic GlobalFlyer совершил первый в мире полёт вокруг земного шара в одиночку без посадки и дозаправки топлива. Неуёмный человек, 60 лет ему.
Место второго пилота займёт летавший ранее на Boeing 747 командиром экипажа Марк Рибгольц (Mark Rebholz), он будет и навигатором.
С собой в дорогу дуэт планирует взять инструменты, имевшиеся у лётчиков в 1919 году — компас и секстант (зеркально-отражательный прибор для измерения высот небесных светил над горизонтом с целью определения координат).
В то же время, пилоты позволят себе несколько современных удобных вещичек: спутниковый телефон, GPS-приёмник и спецкомплект на случай критической ситуации. «Мы не хотим умирать ради этой затеи, так как Олкок и Браун были первыми», — с улыбкой объясняет Рибгольц.
Всё же с дискомфортом им столкнуться придётся: кабина у самолёта открытая, а воздух на севере Атлантики холодный, даже летом.
И вообще, даже обновлённый биплан — опасное средство для пересечения океана. Однако Фоссет и Макмиллан считают, что риск в нашем осторожном мире — первопричина достижений человека.
Теперь несколько слов о самолёте, который создатели величают не иначе, как «воздушной машиной времени».
Фоссет утверждает, что на сегодняшний день это — самый большой в мире летающий биплан. Он имеет размах крыла — 21 метр, два 3-метровых пропеллера с четырьмя лопастями. Весит Vimy больше 6 тонн, хотя, как и оригинал, построен из дерева, металла и ткани.
Среди проблем, возникших при создании копии бомбардировщика времён Первой Мировой, авторы проекта выделяют трудности с поиском двигателя. «Родной» Rolls Royce Eagle V-12 на глаза так и не попался, поэтому пришлось перепробовать несколько автомобильных двигателей, в частности от Chevrolet и BMW.
В конечном счёте, был выбран авиационный двигатель Orenda V8, построенный канадцами на базе мотора для грузовика от General Motors.
И всё работает отлично. В 1994 году биплан преодолел более 24 тысяч километров от Англии до Австралии, повторив первый исторический полёт оригинала, совершённый в том же 1919-м. Кстати, в 1920-м настоящий Vimy впервые прилетел из Англии (Лондон) в Южную Африку (Кейптаун).
О копии можно также сказать, что она налетала 64 тысячи километров, приземляясь в 35 странах. Множество материалов о «реплике» и оригинальном самолёте можно найти на страницах журнала National Geographic, выступившего спонсором проекта.
Запланированная Фоссетом средняя скорость полёта — около 70 км/час. Высота — 450 метров. Но в случае «тяжёлой» облачности Vimy поднимется на 1,5 км, где наберёт 120 км/час.
Понятно, что Рибгольц и Фоссет были готовы лететь, как и Олкок с Брауном, 14 июня. Но, как говорят смельчаки, «сомнительные североатлантические погодные условия сохраняются».
Пилоты находятся в аэропорту Ньюфаундленда и рассчитывают, что «окно» откроется в среду, 22 июня.
Если не получится и в этот раз, следующие попытки будут предприняты с 26-го. Фоссет надеется, что современный «атлантический прыжок» не закончится в болоте, как 86 лет назад: в ирландском Клифдене Vimy должен сесть на поле для гольфа. О результатах мы непременно сообщим — следите за новостями.
Исторический перелёт благополучно завершился 3 июля.