Пилоты бомбардировщика Первой Мировой прыгнут через Атлантику

9 июня 2005 года. Бомбардировщик Vimy готовится к историческому перелёту в аэропорту Святого Джона (St. John’s Airport) в Ньюфаундледе (фото с сайта vimy.org).

Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh) — всё-таки неправильный ответ. Ведь первый трансатлантический перелёт осуществили двое английских лётчиков Джон Олкок (John Alcock) и Артур Браун (Arthur Whitten Brown) 14 июня 1919 года на «кукурузнике» Vimy. Теперь подвиг решено повторить на точной копии самолёта.

«Мы носились над Атлантикой в течение 16 часов, и это не было приятным путешествием», — вспоминал позже Браун. Действительно, первый беспосадочный перелёт из Канады в Ирландию, по рассказам лётчиков, был ужасающим.

Лететь приходилось в кромешной тьме сквозь дождь со снегом, пилоты то и дело терялись в облаках, кувыркались кверху тормашками, пытались сориентироваться по звёздам, едва не врезались в воду и холмы. В конце концов, биплан с отважными пилотами рухнул в ирландское болото.

«Ладно, будем считать, что это только начало, — сказал Браун, выбираясь из-под обломков бомбардировщика. — Я надеюсь, за нами последуют другие».

Английские лётчики Олкок (слева) и Браун уже в 1919 году знали, что у них будут последователи (фото с сайта vimy.org).

И правда — 86 лет спустя, нашлись энтузиасты, готовые повторить перелёт двух пионеров на точной копии биплана начала ХХ века. Они вот-вот полетят — ждут хорошей погоды в аэропорту и отправятся в путь, как только она позволит.

Проект называется так же, как и бомбардировщик от фирмы Vickers — Vimy Aircraft Project. Идея вынашивалась давно, и всё это время проектом тайно руководил калифорнийский бизнесмен по имени Питер Макмиллан (Peter McMillan), который и оплатил строительство Vimy (его собирали с 1991 по 1994 годы).

Но за штурвалом Макмиллана не будет. Пилотом станет хорошо известный миллионер-авантюрист Стив Фоссетт (Steve Fossett), который на самолёте Virgin Atlantic GlobalFlyer совершил первый в мире полёт вокруг земного шара в одиночку без посадки и дозаправки топлива. Неуёмный человек, 60 лет ему.

Место второго пилота займёт летавший ранее на Boeing 747 командиром экипажа Марк Рибгольц (Mark Rebholz), он будет и навигатором.

Второй пилот Рибгольц (слева) и Фоссет (в центре) на крыле биплана во время проверки двигателей (фото с сайта vimy.org).

С собой в дорогу дуэт планирует взять инструменты, имевшиеся у лётчиков в 1919 году — компас и секстант (зеркально-отражательный прибор для измерения высот небесных светил над горизонтом с целью определения координат).

В то же время, пилоты позволят себе несколько современных удобных вещичек: спутниковый телефон, GPS-приёмник и спецкомплект на случай критической ситуации. «Мы не хотим умирать ради этой затеи, так как Олкок и Браун были первыми», — с улыбкой объясняет Рибгольц.

Место Фоссета в открытой кабине «кукурузника» (фото с сайта vimy.org).

Всё же с дискомфортом им столкнуться придётся: кабина у самолёта открытая, а воздух на севере Атлантики холодный, даже летом.

И вообще, даже обновлённый биплан — опасное средство для пересечения океана. Однако Фоссет и Макмиллан считают, что риск в нашем осторожном мире — первопричина достижений человека.

Теперь несколько слов о самолёте, который создатели величают не иначе, как «воздушной машиной времени».

Марк Рибгольц (слева) и Стив Фоссет летят на биплане Vimy над Торонто (фото с сайта vimy.org).

Фоссет утверждает, что на сегодняшний день это — самый большой в мире летающий биплан. Он имеет размах крыла — 21 метр, два 3-метровых пропеллера с четырьмя лопастями. Весит Vimy больше 6 тонн, хотя, как и оригинал, построен из дерева, металла и ткани.

Среди проблем, возникших при создании копии бомбардировщика времён Первой Мировой, авторы проекта выделяют трудности с поиском двигателя. «Родной» Rolls Royce Eagle V-12 на глаза так и не попался, поэтому пришлось перепробовать несколько автомобильных двигателей, в частности от Chevrolet и BMW.

В конечном счёте, был выбран авиационный двигатель Orenda V8, построенный канадцами на базе мотора для грузовика от General Motors.

1 июня 2005 года. Vimy и другие самолёты времён Первой Мировой над Онтарио (фото с сайта vimy.org).

И всё работает отлично. В 1994 году биплан преодолел более 24 тысяч километров от Англии до Австралии, повторив первый исторический полёт оригинала, совершённый в том же 1919-м. Кстати, в 1920-м настоящий Vimy впервые прилетел из Англии (Лондон) в Южную Африку (Кейптаун).

О копии можно также сказать, что она налетала 64 тысячи километров, приземляясь в 35 странах. Множество материалов о «реплике» и оригинальном самолёте можно найти на страницах журнала National Geographic, выступившего спонсором проекта.

Запланированная Фоссетом средняя скорость полёта — около 70 км/час. Высота — 450 метров. Но в случае «тяжёлой» облачности Vimy поднимется на 1,5 км, где наберёт 120 км/час.

Бомбардировщик и его пилоты готовы повторить исторический перелёт. Но погода пока не позволяет (фото с сайта vimy.org).

Понятно, что Рибгольц и Фоссет были готовы лететь, как и Олкок с Брауном, 14 июня. Но, как говорят смельчаки, «сомнительные североатлантические погодные условия сохраняются».

Пилоты находятся в аэропорту Ньюфаундленда и рассчитывают, что «окно» откроется в среду, 22 июня.

Если не получится и в этот раз, следующие попытки будут предприняты с 26-го. Фоссет надеется, что современный «атлантический прыжок» не закончится в болоте, как 86 лет назад: в ирландском Клифдене Vimy должен сесть на поле для гольфа. О результатах мы непременно сообщим — следите за новостями.

Исторический перелёт благополучно завершился 3 июля.



Sikorsky покажет самый быстрый вертолёт на планете

3 июня 2005

Знаменитый «Белый рыцарь» готовится к новому полёту

1 июня 2005

Сенсация: впервые в мире вертолёт сел на верхушку Эвереста

26 мая 2005

Создан самый маленький в мире летающий сервер

23 мая 2005

Венерианский самолёт будет присматривать за роботом в бездне

17 мая 2005