Впервые выделен антираковый протеин

BRCA2 был впервые идентифицирован в 1994 году. Этот протеин и родственный ему BRCA1 играют ключевую роль в восстановлении повреждённой ДНК. Что происходит, когда сами «механики» дают сбой, показано в ролике в конце материала (иллюстрация H. YANG ET AL.).

Белок BRCA2 соответствует гену-подавителю (tumor suppressor), мутации которого связаны с развитием рака груди и яичников. Хотя протеины, взаимодействующие с BRCA2, уже изолированы в чистой форме, сам он до сих пор учёным не давался.

Прорыв совершили сразу три независимые группы исследователей – две из Калифорнийского университета в Дэвисе (UC Davis) и одна из Лондонского исследовательского института (LRI).

Основная проблема при изучении BRCA2 заключается в его огромном размере (3418 аминокислот). Помимо этого протеин очень нестабилен, и обычно его удавалось «засечь» только в комплексе с другими белками. Из-за этого биологам прежде приходилось работать только с фрагментами BRCA2 или «полными вариантами» аналогичных веществ, синтезированных в лаборатории бактериями или червями.

Способ преодолеть трудности каждая научная группа выбрала свой. Первая команда американцев, как сообщается в пресс-релизе Калифорнийского университета, присоединила к BRCA2 специальную «метку» – связывающий мальтозу белок. Это повысило растворимость протеина, что, в свою очередь, привело к его сворачиванию и стабилизации структуры. В итоге учёные выделили «чистый» BRCA2 из эпителиальных клеток человеческой печени.

Их коллеги также применили «метки», но пошли немного другим путём. Так, вторая группа из Калифорнии синтезировала белок в дрожжах, а британцы предпочли локализовать BRCA2 в клетках эпителиального рака человека. Статьи опубликованы в Nature и Nature Structural & Molecular Biology (смотрите работу калифорнийцев и материал британцев).

Микроснимки BRCA2 (отмечены стрелками) из работы британских исследователей (иллюстрация Thorslund et al.).

Теперь, доказав возможность выделения BRCA2, специалисты приступят к определению структуры этого важного протеина. В дальнейшем учёные намерены исследовать мутации в BRCA2 и отследить, как это скажется на работе белка. (Читайте также про ген — потенциального убийцу рака.)

Лазерный луч впервые повлиял на биение сердца