Найдена клещеустойчивая пчела

Новую породу британец планирует назвать «суиндонской медоносной» пчелой (фото Jon Rowley/South West News).

79-летнему британскому пчеловоду Рону Хоскинсу (Ron Hoskins) удалось добиться, чтобы пчёлы самостоятельно защищались от своего главного врага – клещей рода варроа (varroa). Клещи эти вызывают варроатоз — болезнь, угрожающую мировой популяции медоносных насекомых.

Перед тем как ему улыбнулась удача, Хоскинс целых 18 лет интересовался вопросом защиты от варроатоза и проводил различные эксперименты. Однажды он заметил, что в одном из 80 его ульев смертность от клещей значительно снижена, и установил наблюдение за жизнью его обитателей.

На спинках многих пчёл обнаружились странные «метки», происхождение которых удалось объяснить быстро: оказывается, насекомые в этом улье мутировали и наловчились очищать друг друга от паразитов, причём так быстро, что те в большинстве случаев не успевали нанести им вреда, не считая крошечной ранки.

Согласно майскому отчёту Британской ассоциации пчеловодов (BBKA), только за последний год местные колонии медоносных пчёл уменьшились на 17%. Это относится ко всем 250 видам, населяющим Британские острова (фото Jon Rowley/South West News).

Теперь обрадованный пчеловод пытается увеличить популяцию клещеустойчивых пчёл, скрещивая их с матками из других ульев. Хоскинс надеется, что со временем пчёлы, которым не страшен варроатоз, распространятся по всей Великобритании, а затем и по миру, что спасёт хозяйственных насекомых от вымирания.

Ещё в начале XX века клеща варроа описывали только как паразита индийской пчелы Apis cerana indica, то уже в 1960-х он приспособился и к медоносным пчёлам. Быстро распространяясь по всему миру, в 1992 году варроа появились и в Соединённом Королевстве, убивая пчёл миллионами.

Клещ прикрепляется к телу насекомого и деформирует его крылья, лишая несчастную пчелу возможности летать. Современная мутировавшая версия клеща устойчива ко всем химикатам, с грехом пополам сдерживавших натиск паразита в прошлом. А вот на мёд, пчёл и пасечников, к сожалению, химикаты вполне себе действуют. (Читайте также, как бактерии помогают мушкам одолевать паразитов, а гусеницы научились самолечению от паразитов при помощи растений.)

Найдено первое животное с бифокальной оптикой