Предположена мирная кончина Отци

Мумия Отци возрастом около 5300 лет была найдена в сентябре 1991 года в Эцтальских Альпах. Рядом с телом впоследствии обнаружили медный топор, каменный нож, колчан, недоделанный лук, походную сумку и две корзины из берёзовой коры (фото Wikimedia Commons).

Всемирно известный «ледяной человек» Отци, возможно, вовсе не погиб трагической смертью в горах, а был с почестями погребён соплеменниками. Таковы результаты нового исследования, проведённого под руководством специалистов Римского университета (Uniroma) учёными из Италии и США.

«Классическая» версия гибели Отци предполагает, что он либо замёрз в горах, либо был убит в бою, о чём косвенно свидетельствует найденный в 2001 году след от наконечника стрелы в плече мумии. Однако авторы новой работы придерживаются иного мнения.

Следует заметить, что исследование базируется не на изучении останков, а на подробном анализе артефактов и биологических образцов, найденных поблизости. Смоделировав, как эти объекты смещались в процессе таяния и намерзания льда, учёные пришли к выводу: изначально артефакты вместе с телом Отци были аккуратно сложены на каменной платформе примерно в пяти метрах от места обнаружения мумии.

Карта расположения предметов, найденных рядом с телом. На врезке – фото легендарной мумии, чей геном, кстати, недавно расшифровали (иллюстрация A. Vanzetti et al., фото Reuters).

Иными словами, исследователи считают, что если Отци и погиб в бою, то задолго до того, как его торжественно погребли. По прикидкам учёных, ледяной человек нашёл свою смерть ещё весной, а тело его сохранили до похорон, состоявшихся в конце лета или начале осени, когда земля оттаяла (традиция, долго сохранявшаяся у многих альпийских племён).

Хотя далеко не все учёные согласны с выводами новой работы, она, по крайней мере, объясняет, зачем оказавшемуся одному в горах воину понадобился незаконченный тисовый лук. Также новая теория закрывает смущавшую многих специалистов логическую дыру – если раны Отци были смертельными, как же он взобрался так высоко?

Статья учёных опубликована в журнале Antiquity. Читайте также об истинной причине смерти Тутанхамона и захоронении женщины-шамана с «лишней» ногой.

Найдены детали древнейших стрел