Обнаружен ещё один слоновий повод для страха

Полутораметровый нос, до отказа забитый кусачими муравьями, – не пожелаешь и врагу. Так что гигантов вполне можно понять (фото Zahra Hirji).

Не так давно учёные доказали, что слоны готовы сверкать пятками, заслышав звук пчелиного роя. Теперь же выясняется, что не только эти жалящие насекомые заставляют понервничать африканских гигантов: кое-кто помельче тоже может изрядно насолить слону.

Зоологи университета Флориды (UF), заметили, что кенийские слоны Loxodonta africana как-то уж очень странно обходят стороной определённый вид акации (Acacia drepanolobium). На их ветвях располагаются пятисантиметровые колючки, основание которых иногда распухает до размеров шарика для пинг-понга.

Исследователям обнаружили, что эти полые «комнаты» оккупируют полчища муравьёв рода Crematogaster, питающиеся сладким нектаром растения (подробнее о симбиозе мурашей и акаций читайте в нашем материале).

Защищать подчас надо не только обладателей бивней, но и фермеров, для которых слоны всё равно что вредители: животные сносят заборы, игнорируют громкоговорители и съедают всё подряд, от томатов до картофеля. Учёные предполагают, что нынешнее открытие поможет оградить посевы жителей Африки от «гигантской напасти» (фото Eric Lafforgue).

Чтобы разобраться в причинах страха слонов, учёные провели эксперимент. Они предложили гигантам на выбор четыре ветки двух видов акаций (вышеупомянутых и A. mellifera). Последний вид слоны любят больше других.

Однако на одну ветку каждой пары исследователи поместили мурашей. «Мы обнаружили, что L. africana с удовольствием лакомятся обоими видами акации, но боятся брать „муравьиные“ ветки», — рассказывает Тодд Палмер (Todd Palmer), один из авторов исследования.

Исследования проходили на территории заповедника Lewa Wildlife Conservancy с 2003 по 2008 год. Популяция защищённых мурашами акаций оставалась неизменной, количество остальных растений значительно уменьшилось. Американцы считают, что спасая зелень акаций от слонов, муравьи фактически защищают от пожирателей всю экосистему саванны (фото с сайта bbc.co.uk, russellauthur/Flickr.com).

Оказывается, муравьи из колонии по ветке перебираются в хобот слонов, прокусывая чувствительную кожу внутренней поверхности и тем самым причиняя гигантам ощутимую боль. (Статья опубликована в журнале Current Biology.)

Дикие шимпанзе в Гвинее научились отключать ловушки