Серый попугай прославился благодаря тому, что понял «ничто» и «ничего». На Западе люди разобрались с нолём только в 1600-х, хотя в Индии это произошло тысячелетием раньше. Теперь же учёные говорят, что «птичий Эйнштейн» обладает подобным нолю понятием.
28-летний Алекс – и без ноля личность в мире людей известная. У него даже имеется «собственный» фонд — Alex Foundation — который под руководством американской исследовательницы Ирэн Пепперберг (Irene Pepperberg) с 1977 года занимается изучением интеллекта и особенностей поведения четырёх африканских серых попугаев (Psittacus erithacus).
Алекс – самый старый из них. Он с самого рождения под пристальным наблюдением учёных живёт в лаборатории университета Брендейса (Brandeis University). И несмотря на то, что этот попугай имеет мозг размером с грецкий орех, птица не раз демонстрировала арифметические (и не только) таланты.
Последние же достижения Алекса настолько впечатлили доктора Пепперберг и Джесси Гордон (Jesse Gordon), что они опубликовали об этом статью в «Журнале сравнительной психологии» (Journal of Comparative Psychology), который издаёт Американская ассоциация психологов (APA).
Статья называется «Понимание чисел серым попугаем, включая подобное нолю понятие» (Number Comprehension by a Grey Parrot (Psittacus erithacus), Including a Zero-Like Concept).
Как сообщают исследователи, Алекс недавно «начал спонтанное использование» слова «none» («ничто», «никто», «ни одного»), чтобы описать отсутствие количества, то есть – он обладает понятием, подобным нолю (zero)".
«Понятие ноля у Алекса не идентично нашему, но он неоднократно показывал нам, что осознаёт отсутствие количества», — указывают учёные.
Ноль является абстрактным даже для людей: дети обычно усваивают это в возрасте 3 или 4 лет. Цифра и концепция «ничто» — не так очевидна и понятна для сознания, как буквальный счёт предметов.
Несколькими годами ранее Алексу «вдалбливали» другое значение «none» — нехватка информации. Однако попугай сумел перенести слово в контекст, включающий в себя числа.
Шимпанзе, к примеру, показывают некоторое понимание ноля, но только после периода обучения. Так что подвиг Алекса — первый в своём роде. К тому же, понимание пришло к нему спонтанно.
История эта началась, когда учёные решили проверить, понял ли Алекс небольшие числа — от 1 до 6 (ноля от попугая никто не ожидал). Исследователи разложили перед птицей множество помеченных цифрами объектов разных цветов и размеров и задавали вопросы, типа «какого цвета четвёрка?».
Поначалу Алекс даже без обучения хорошо справился с несколькими испытаниями, но потом начал «выделываться»: игнорировать вопросы или намеренно давать неправильные ответы — казалось, он наслаждался огорчением экспериментаторов.
По-видимому, птица заскучала из-за однообразия положенных ей в случае успеха призов и наград. Алексу предложили более интересные игрушки, и он после двух недель «обструкционизма» неохотно вернулся к игре, иногда всё же сознательно саботируя эксперименты.
Один из случаев такого саботажа удивил учёных. Перед Алексом положили наборы из двух, трёх и шести объектов — все наборы были разных цветов — спросили «какого цвета три?». Попугай ответил «пять» и продолжал настаивать на этом.
Конечно, «пятый цвет» не имел никакого смысла. После нескольких безуспешных попыток получить приемлемый ответ экспериментатор бросил: «Ладно, Алекс, скажи мне: какого цвета пять?». «Никакого», — ответила птица. И это было правильно, поскольку единого цвета для пяти объектов не было.
Исследователи продолжили опыты, стараясь включать в них «нулевой» вариант ответа, и Алекс последовательно использовал слово «none» корректно.
«Мы пока не можем определить, какой познавательный процесс привёл к такому поведению, — признаются учёные. — Можно лишь предположить, что его действия, начавшиеся вскоре после периода непослушания, из которого следуют отсутствие интереса к данной задаче, и были возможной попыткой сделать процедуру более стимулирующей».
Между тем, Пепперберг подчёркивает, что «none» и «zero» — не одно и то же. Но так как Алекс не знал «zero», исследователи полагают, что он начал использовать другое, известно слово, чтобы обозначить отсутствие количества.
Однако неясно, что именно подразумевал попугай под своим «none» — никаких цветов, никаких объектов или что-то ещё.
«Сейчас мы начали ещё одну серию экспериментов, чтобы узнать, можно ли его заставить понять, что „none“ не может использоваться для истинного обозначения ноля, — сообщила исследовательница. — Пока слишком рано делать окончательные выводы».
Так или иначе, Алекс не в лишний раз показал, что птицы умнее и сообразительнее, чем мы думаем. Конечно, математические способности попугая, вроде сложения и вычитания, будут изучаться дальше.
Но Ирэн Пепперберг сомневается, что достижения Алекса, или некоторых других животных, типа шимпанзе, говорят о возможности «полного обучения»: "Скорее, эти навыки основаны на более простых познавательных способностях, в которых они нуждаются для выживания, например, признания «больше» против «меньше».