Найден след недавнего присутствия жидкой воды на Марсе

О том, что жидкая вода на Марсе когда-то была, учёные говорят не один год. Теперь нужно уточнить – как давно закончилась та эпоха и как много присутствовало воды (иллюстрация NASA/JPL).

Какие-то миллионы лет назад с породами Красной планеты взаимодействовало столь солидное количество воды, что это повлияло на состав атмосферы. Открытие совершили учёные из университетов Аризоны (UA) и Техаса (UT Dallas), а также космического центра Джонсона (Johnson Space Center).

Свидетельство пришло от углекислого газа — главного компонента атмосферы Марса. Изучив его изотопный состав (соотношение углерода-12 и углерода-13, а также пропорцию кислорода-16 и кислорода-18), учёные сравнили его с параметрами земной атмосферы. Обнаружилось сходство, не совместимое с представлением о «мёртвой» планете. Также эти числа сопоставили с изотопным составом карбонатных минералов из марсианских метеоритов.

Первый вывод: вулканы Марса обновляли углекислый газ в атмосфере ещё сравнительно недавно. Иначе лёгкий изотоп углерода (в составе CO2) успел бы улетучиться в космос и осталось бы много тяжёлого изотопа — чего не наблюдается.

Сведения об изотопах поступили от прибора TEGA (треугольный «домик» со створками и «ящик» справа от него) посадочного аппарата Phoenix Mars Lander. Зонд давно прекратил свою работу на Марсе, но собранных им данных накопилось на годы анализа (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University).

Ещё более важно, что углекислый газ на Марсе сравнительно недавно реагировал с поверхностными минералами в присутствии жидкой воды. Об этом говорит специфическое соотношение изотопов кислорода в CO2 из марсианской атмосферы и сопоставление его «отпечатков» с изотопным составом метеоритов.

Один из таких небесных камней, говорят учёные, представляет породу, кристаллизовавшуюся всего 170 миллионов лет назад. (Кстати, по некоторым данным, потоки воды текли на Марсе всего миллион лет назад.) Заодно специалисты высчитали, что жидкая вода на Марсе в основном находилась вблизи точки замерзания. (Детали работы — в пресс-релизе университета Аризоны и статье в Science.)

За время своей миссии Phoenix выкопал несколько траншей, которые порадовали учёных водяным льдом.
Напомним, Phoenix впервые собрал образчик марсианской воды, растопив толику грунтового льда, нашёл перхлораты, помог узнать о древних дождях Марса и даже дал веские основания для рассуждений о существовании на Красной планете небольших количеств жидкой воды в настоящее время (конечно, в виде рассолов) (фото NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University).

Читайте также о новом хорошем поводе вернуться к вопросу о жизни на Красной планете, о древнем океане Марса, его замороженных морях и бактериях.

Найдено свидетельство непостоянства одной из мировых констант