Обнаружена способность птиц создавать оптические иллюзии

Шалашники – искусные строители жилищ. Так, недавно стало известно, что они научились защищать свои гнёзда от пожаров (фото Greg Miles).

Большие серые шалашники (Chlamydera nuchalis) в брачный период украшают своё жилище особенным образом. Для привлечения противоположного пола самец использует трюк, который делает его визуально больше на окружающем фоне, установили исследователи австралийского университета Дикина.

Чтобы привлечь самку, шалашник строит из палочек подобие коридора, ведущего к дворику-гнезду. Проход он выкладывает камнями, скорлупками, косточками – всем, что попадётся. Однако «плитка» располагается не вразнобой, а в определённой последовательности: составляющие становятся всё крупнее по мере приближения к гнезду.

В результате «внутренний дворик» выглядит меньше, чем он есть на самом деле, а самец на его фоне кажется бóльшим по размеру (коридор заставляет самку рассматривать оптического обманщика с определённого угла зрения). Архитекторы, дизайнеры и художники называют такой декораторский приём – искажением перспективы (forced perspective). И вполне возможно, что птицы научились ему гораздо раньше людей.

Этот самец не постеснялся «украсить» своё гнездо пластиковым мусором (фото с сайта dailymail.co.uk).

Чтобы убедиться в том, что шалашники специально выкладывают «плитку» таким образом, исследователи исказили градиент, переместив несколько предметов. Через три дня птицы восстановили прежний «рисунок», демонстрируя, что они способны использовать не только цвет и структуру составляющих, но и их геометрию.

Правда, пока не ясно, эффективна ли такая стратегия. Учёные только планируют изучить, насколько удачливее «в любви» самцы, создающие оптические иллюзии. (Статья авторов открытия опубликована в журнале Current Biology.)

Узнайте также о том, как было установлено, что птицы запоминают лица обидчиков, отличают хорошие картины от плохих и даже умеют строить предположения.

Иллюзия девочки начала воспитывать водителей