Астрономы нашли новые транснептуновые объекты

Учёные намерены распространить свой метод на большую часть небесной сферы (пока захвачен узкий сектор), прогнозируя, что он принесёт ещё сотни крупных ТНО (иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon/STScI).

Распределение этих тел по орбитам и размерам способно многое рассказать об эволюции Солнечной системы – так считают авторы открытия, учёные из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA) и университета Северной Аризоны (NAU).

Солидные транснептуновые объекты (ТНО) удалось обнаружить на архивных снимках с телескопа Hubble, используя новую программу обработки изображений. Она автоматически искала вытянутые чёрточки света на кадрах с длительной экспозицией: если телескоп нацелен на съёмку звёздного неба, медленно смещающиеся на его фоне ТНО превращаются в продолговатые искорки.

Все отобранные компьютером кандидаты затем проверялись людьми. Так удалось выявить 14 ранее неизвестных объектов, из которых один двойной. Общее число зафиксированных ТНО уже превышает тысячу, и для статистики прибавка не заметна. Однако раньше астрономы радовались в основном находкам малых тел, число же крупных не столь велико.

Между тем размер новобранцев — от 40 до 100 километров. Это удалось выяснить, рассчитав орбиты и расстояние до каждого новичка, а затем сопоставив эти значения с наблюдаемой яркостью ТНО и отражающей способностью для такого класса тел.

Кроме того, астрономы воспользовались свежими данными, чтобы изучить распределение по размерам среди ТНО с низким и высоким наклонением орбиты к плоскости эклиптики. Распределение оказалось сходным, что говорит о близости истории этих тел. Считается, что малые ТНО — это в основном результат столкновений и дробления более крупных. Так что статистика по населению на разных орбитах — отпечаток ранних этапов формирования Солнечной системы.

Детали новой работы можно найти в пресс-релизе CfA и статье на arXiv.org, принятой к публикации в Astrophysical Journal. (Читайте также о самых скромных и самых светлых объектах за Непутном и об аномальном "Дракуле".)

Найден след недавнего присутствия жидкой воды на Марсе

10 сентября 2010

Найдено свидетельство непостоянства одной из мировых констант

6 сентября 2010

Найден хороший повод вновь заговорить о жизни на Марсе

6 сентября 2010

Симулятор возвращения из космоса обманывает мозг

27 августа 2010

Впервые пойманы гамма-лучи от новой звезды

26 августа 2010
  • Александр Буховецкий  19 сентября, 15:25
    Все эти объекты расположены в поясе Койпера cometasite.ru/poyas_koypera/ . А учитывая, что не один космический зонд не изучал эту область пространства Солнечной системы, можно предположить о наличии там миллионов объектов аналогичного размера, и еще больше, значительно меньших по размеру, объектов.
  • Александр Буховецкий  28 сентября, 17:22
    Интересно, когда увеличится штат карликовых планет в поясе Койпера? Наверное, Квавар мог бы быть принят в эту группу cometasite.ru/kvavar/ Он по размерам и форме соответствует карликовым планетам.