Американцы нашли управу на глобального убийцу летучих мышей

Стремительное сокращение популяции летучих мышей в ближайшем будущем может негативно отразиться на экосистеме, ведь рукокрылые контролируют численность насекомых-вредителей (фото National Wildlife Health Center).

Успешно опробованы препараты против смертельного грибкового заболевания, убившего в США за два года более миллиона летучих мышей и грозящего перекинуться на зверьков в других странах. Лекарство нашёл микробиолог Вишну Чатурведи (Vishnu Chaturvedi) из медицинского исследовательского центра штата Нью-Йорк.

С 2006 года жизнь летучих мышей в Америке пошла под откос из-за так называемого синдрома белого носа (white-nose syndrome). При этом заболевании, возникшем на севере штата Нью-Йорк и быстро распространившемся по стране, на носу, крыльях и ушах зверьков появляются белые пятна – следы поражения грибком Geomyces destructans.

Что происходит в дальнейшем, учёные до сих пор точно не знают. По одной из теорий, грибок вызывает раздражение, из-за чего мышь прерывает зимнюю спячку и гибнет от голода и переохлаждения. Есть также версия, что G. destructans повреждает крылья, отчего мышам становится сложнее контролировать водный баланс и кровяное давление, что также быстро ведёт к смерти.

Некоторые подробности своей работы Вишну Чатурведи и его коллеги изложили ещё весной в статье журнала PLoS ONE. Между тем уже есть сообщения об обнаружении «синдрома белого носа» в Европе: смотрите материал в Energy Infectious Disease (фото National Wildlife Health Center).

Экстренно принятые меры, в ходе которых власти закрыли множество пещер для посещения публики, не привели к результату – распространение болезни продолжалось. Тогда учёные решили использовать против грибка фармацевтику.

В ходе исследования было протестировано действие различных препаратов на шесть штаммов G. destructans. Специалистам удалось выявить, что два главных класса антигрибковых лекарств, в том числе флуконазол, легко убивают искомый грибок. Более слабым, но эффективным действием обладают четыре других препарата.

Также учёные после анализа двух тысяч смесей нашли пять антисептиков, которые полностью подавляют рост грибка. Теперь предстоит самая сложная часть работы: обезвредить места обитания летучих мышей и вылечить уже больных, не причинив вреда самим зверькам.

Читайте также о других грибках-паразитах, один из которых заставил лягушек поселиться в гостинице, а другой сделал из тела тли фабрику.

В мозге тараканов найдены антибиотики