Открыто влияние уличного освещения на репродукцию птиц

Лазоревка (Cyanistes caeruleus) относится к семейству синиц и распространена в Европе, Западной Азии и Северо-Западной Африке. Этот вид образует как лесные, так и городские популяции (фото Thomas Voekler).

Модели спаривания лесных птиц меняются под действием соседствующих городских огней. Это установили учёные из института орнитологии Макса Планка (Max-Planck-Institut für Ornithologie).

Биологи изучили в Венском лесу репродуктивное поведение пяти видов певчих птиц, представители которых жили как в самой чаще, так и на краю леса, то есть там, куда доходило ночное освещение улиц. Оказалось, у четырёх видов самцы в свете фонарей начинали петь утром на несколько минут раньше своих собратьев, обитающих вдали от города.

У обыкновенной лазоревки эта разница доходила до 10 минут. (Забавно, что городские птахи, напротив, просыпаются позже обычного.) При этом самцы, живущие ближе к освещённым улицам, оказались вдвое успешнее в установлении дополнительных (внебрачных) связей.

Особенно это влияние было заметно в отношении годовалых пернатых. Самки ищут певцов, начинающих свои арии пораньше, так как обычно этот признак выдаёт более сильных и зрелых особей. Годовалым самцам на фоне таких конкурентов сложнее завязать знакомство. Уличные же фонари вносят поправку в распределение сил.

Ещё учёные выяснили, что под влиянием уличного освещения самки лазоревки начинают откладывать яйца в среднем на полтора дня раньше, чем их сёстры в глубине леса. По мнению авторов открытия, световое загрязнение среды может иметь эволюционные последствия для певчих птах. (Детали исследования, которое велось семь лет, изложены в статье в Current Biology.)

Ранее орнитологи установили, что городские птицы подражают мобильникам, а ещё поют выше и быстрее. Недавно же в птичьих трелях обнаружились классика и модерн.

Древняя птица претендует на рекорд размаха крыльев