Опыт с магнитом сделал правшей левшами

«Прежде чем человек нажимает на кнопку лифта или берёт в руку чашку, его мозг решает, какую руку использовать», – поясняет глава нынешнего исследования Флавио Оливейра (Flavio Oliveira) (фото globevisions/Flickr.com).

Специалисты университета Калифорнии в Беркли (UC Berkeley) обнаружили, что человеку можно навязать выбор, какой рукой пользоваться чаще. Для этого нужен магнит.

Ранее похожий трюк проворачивали при помощи слабого электрического разряда. На этот раз исследователи применили транскраниальную магнитную стимуляцию (TMS). 33 правшам-добровольцам учёные воздействовали на теменную долю коры головного мозга (posterior parietal cortex region), отвечающую за пространственную ориентацию и планирование движений.

Напомним, что левое полушарие головного мозга отвечает за работу правой стороны тела, и наоборот. В нынешнем эксперименте стимуляция левой части теменной доли привела к тому, что участники стали чаще использовать левую же руку. Учёные предполагают, что воздействие временно нарушало работу нейронов, управляющих правой рукой, предоставив левой возможность действовать первой.

Схема эксперимента. Добровольцев попросили выбирать различные цели на виртуальном столе. В это время система отслеживала движения рук. В тех случаях, когда до «предмета» можно было бы дотянуться и той и другой рукой, воздействие на левую часть теменной зоны приводило к преимущественному использованию левой руки (иллюстрация PNAS).

О том, что у мозга может быть несколько запущенных планов действия, из которых «побеждает» лишь один, учёные начали задумываться ещё раньше, когда обнаружили синдром чужой руки.

Теперь же в статье, опубликованной в PNAS (PDF-документ), исследователи отмечают, что выявлен некий соревновательный процесс между полушариями, на исход которого можно повлиять магнитной стимуляцией. Природа явления пока не ясна, к тому же не известно, может ли магнитное поле (точнее, генерируемые им токи) изменять другой выбор человека, скажем, между яблоком и апельсином.

Американцы полагают, что полученная ими информация когда-нибудь пригодится для восстановления двигательной активности людей, переживших инсульт и прочие повреждения мозга, а также для исправления негативных последствий переучивания левшей (фото Flavio Oliveira).

Узнайте также, зачем полушария борются за нейроны, как магниты укрепляют мозги и что происходит, когда у человека отсутствует половина мозга. А ещё мы рассказывали, чем «двурукость» мешает попугаям и как на правшей и левшей поделили кошек.

Открыта способность грибов производить ветер