NASA на Сатурне. Часть шестая: главные итоги и будущая сенсация

Huygens покидает материнский корабль, чтобы сесть на Титане. Произошедшее полгода назд событие ещё может принести сюрприз (иллюстрация с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

На Титане возможна жизнь. Есть вероятность, что доказательства её существования будут найдены в ещё нерасшифрованных данных с зонда Huygens, спустившегося на поверхность этого холодного оранжевого мира в январе 2005 года.

Напомним, Cassini-Huygens — это совместная миссия NASA и Европейского космического агентства (European Space Agency), а высадка аппарата на Титан – одно из самых значительных её событий.

Мы много рассказывали об открытиях, которые сделал Huygens на Титане и Cassini – в системе Сатурна в целом. Теперь пора подвести некоторые итоги и посмотреть в будущее.

С будущего и начнём.

Возможно, что под этими валунами обитают бактерии (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

Заманчивая перспектива была нарисована в новой работе Криса Маккея (Chris McKay) из исследовательского центра Эймса (Ames Research Center) и Хитера Смита (Heather Smith) из Международного космического университета в Страсбурге (International Space University).

Они показали, что прямо на поверхности Титана возможна жизнь. Учёные считают, что часть метана в атмосфере спутника Сатурна может быть продуктом метаболизма бактерий.

По расчётам авторов, микробы на Титане могли бы дышать водородом, а в пищу употреблять ацетилен, этан и толины – поступающие вниз от верхней атмосферы. Продуктом же обмена веществ будет метан, а его в атмосфере Титана – 5%.

Причём ацетилен был бы для «титановых» существ самым лакомым, так как давал бы в шесть раз больше энергии, чем два других её вероятных источника.

В любом случае, наличие бактерий должно привести к резкому различию в концентрации водорода вблизи поверхности планеты и в толще её атмосферы.

Кроме того, можно попробовать найти и «приземный» спад в содержании потребляемого ацетилена.

Самое волнительное, что все эти данные, теоретически, уже есть в огромном потоке информации, полученной в январе с зонда Huygens, но они ещё не расшифрованы полностью.

Мимас на фоне затенённого северного полушария Сатурна (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

Ранее другие специалисты уже высказывали предположение о жизни на Титане, но относили её к гипотетическому водяному океану, скрытому на глубине 300 километров под поверхностью оранжевого спутника.

Но, может быть, в поиске жизни так глубоко копать не придётся.

Недавно, кстати, специалисты миссии Cassini-Huygens перечислили «Top 10» её открытий, произошедших за всё время работы у Сатурна.

При взгляде под острым углом атмосфера гиганта, довольно прозрачная в видимом свете, сильно преломляет лучи, как здесь — изображение колец, с закруглением «врезающихся» в видимую поверхность планеты. Внизу — Прометей (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

1. Пейзажи Титана, подобные земным в плане следов ветровой и жидкостной эрозии, с возможными углеводородными дождями и реками. Сложная органика в атмосфере этого спутника.

2. Самые детальные в истории наблюдения колец, их петель и волн, других загадочных образований, вроде локонов и перемычек, образованных частицами колец под действием спутников (а их известное людям число также прибавилось). Плюс – открытие молекулярного кислорода вблизи колец.

Феба (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

3. Феба (Phoebe) – "пришелец" из внешних пределов Солнечной системы. Испещрённый кратерами объект, демонстрирующий залежи льда, силикатов и органики, который старше, чем сам Сатурн.

4. Северное полушарие Сатурна, которое сильно изменило свой облик с тех пор, как тут пролетали аппараты Voyager. Теперь оно значительно более синее, и приблизилось к глубокой синеве Урана и Нептуна. Вероятно, это охлаждающее влияние тени от колец, загоняющей коричневые облака вглубь.

Кольцо F и Пандора (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

5. Атмосфера Энцелада (Enceladus), оказывающая влияние на магнитное поле планеты-гиганта.

6. Новый радиационный пояс Сатурна, лежащий между внутренним краем кольца D и вершиной атмосферы.

7. Взаимодействие колец и лун, продолжающее менять облик колец прямо сейчас. Это не только волны, вызванные гравитацией. Так, Прометей (Prometheus), оказалось, "ворует" камни и пыль из кольца F.

«Шрамы» Дионы. Изображение в ультрафиолете (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov).

8. «Невозможное» за 20 лет 1-процентное замедление вращения Сатурна, о котором говорит невероятное различие в измерениях радиоволн планеты-гиганта аппаратами Voyager и Cassini, что заставляет пересмотреть действующие представления о взаимосвязи вращения планет и их магнитных полей.

9. Загадочная экваториальная стена на Япете (Iapetus) высотой 20 километров. Одно из возможных объяснений — некогда этот спутник врезался в кольца, выпавшие на поверхности горным хребтом, опоясавшим маленькую планету.

10. Сетка разломов на Дионе (Dione), почему-то расположенных на «задней» (по ходу движения спутника вокруг Сатурна) поверхности этого тела, диаметром 1,118 тысячи километров.

Вот такие чудеса были найдены за год с небольшим активной работы станции Cassini. Требуем продолжения банкета!

Учёные разочаровали сторонников цветущего Марса