Бог тьмы может взорваться в атомной вспышке

Круизная ступень может доставить к астероиду Apophis управляемый перехватчик с ядерной боеголовкой (иллюстрация с сайта cbsnews.com).

13 апреля 2029 года небольшой астероид пролетит на расстоянии более 36 тысяч километров от Земли. Почему же сейчас американские учёные и инженеры предлагают подумать о создании ядерной боеголовки, предназначенной персонально для этого «камня»?

Виновник споров и обсуждений – астероид 99942 Apophis, он же 2004 MN4.

Мы уже вкратце рассказывали о его истории. Напомним, астероид с поперечником более 300 метров (400 метров по другим оценкам) уже не раз становился героем новостей. И хотя его, вероятный, заметим, удар по Земле «перенесли» на 2036 год — учёные предупреждают — готовиться нужно уже сейчас.

Собственное имя — «Апофис» (Apophis) — объект 2004 MN4 получил недавно, 19 июля 2005 года.

Apophis — это греческое наименование древнеегипетского бога Апопа (Apep), огромного змея, разрушителя, который живёт в вечной темноте Дуата (подземного мира) и пытается уничтожить Солнце в течение его ночного перехода.

Неплохое имя для скалы, которая при попадании в Землю вызовет разрушения на сумму $400 миллиардов (любят американцы считать деньги), очевидно, не считая многочисленных человеческих жертв, которые деньгами не оценить.

Почему же разговоры о Apophis не утихают и даже набирают темп?

Пролёт Apophis вблизи Земли в 2029 году (голубая линия) и диапазон ошибки вычислений (белая линия) (иллюстрация с сайта en.wikipedia.org).

Дело в том, что в пределах ошибки измерения траектории любых астероидов существуют так называемые «замочные скважины» (keyholes).

Это области с поперечником примерно в 600 метров, которые в силу неких причуд распределения гравитационных сил в Солнечной системе являются для астероидов «привлекательными», и при прохождении через которые небесные скитальцы чуть меняют свою орбиту.

Для рассчитанной траектории пролёта «древнеегипетского бога» мимо нашей планеты в 2029 году существует коридор отклонений, ширина которого — по нескольку тысяч километров в каждую сторону.

А в пределах этого коридора астрономы вычислили три «замочные скважины». Их прохождение изменит траекторию скалы так, что шанс на удар по Земле в 2036 году возрастёт до 1 на 10 тысяч.

Не так уж мало, если учесть, что мы говорим о грандиозной катастрофе. Но и без попадания астероида в эти своего рода точки неустойчивости шанс на катастрофу 2036 года учёные оценивают в 1 к 15 тысячам, всего в полтора раза меньше.

Начиная с 2007 года и по год 2012-й Apophis будет проходить близкий к Солнцу участок орбиты, и наблюдения за ним будут крайне затруднены.

Потому учёные предлагают поместить на этот астероид радиопередатчик. Чем раньше – тем лучше, но не позже 2013 года, в крайнем случае – 2014-го.

Важным фактором тут будет расчётный срок, за который NASA сможет подготовить так называемую миссию отклонения – ядерную ракету, способную если не разрушить «камушек», то хотя бы значительно сбить его с курса.

Ведь по расчётам специалистов, если миссия перехвата будет послана к Apophis до 2029 года, то траекторию астероида достаточно будет сместить на 800 метров, чтобы он точно не попал в Землю в 2036 году.

Ядерный взрыв, вероятно, справился бы с этой задачей.

Но если перехватчик отправится к цели позднее, смещать орбиту «бога тьмы» придётся уже на 13 тысяч километров, что явно лежит вне всяких возможностей современной техники.

Потому NASA занялось просчётом миссии маркирования астероида Apophis радиопередатчиком (как первой фазы защиты).

Полоса, в пределах которой в апреле 2036 года, по расчётам, доступным нам сегодня, возможен удар астероида Apophis. Числа – диапазон углов падения (иллюстрация с сайта b612foundation.org).

Любопытно, что данная работа в агентстве была начата после письма в NASA из частного фонда B612 (B612 Foundation), который намерен научить человечество сбивать астероиды к 2015 году. Благо, в фонде собрались крупные инженеры и астрономы.

NASA, кстати, успешно движется к своей цели – вычислению к 2008 году траекторий 90% околоземных космических тел, способных угрожать нашей планете столкновением и насчитывающих не менее 960 метров в диаметре.

«Десять лет назад, мы были бы блаженно несведущи о таких телах», — заметил по этому поводу Дональд Еомэнс (Donald Yeomans), глава программы NASA по слежению за опасными околоземными объектами (Near Earth Object Program).

Кроме неё в мире действует ещё несколько аналогичных проектов. Так что можно сказать, что скоро мы будем неплохо представлять себе – кто в нас может врезаться.

Осталось только стать такими же уверенными в своих возможностях по защите.

В 2029 году, когда Apophis приблизится к Земле, в ночном небе Европы и западной Африки его можно будет увидеть невооружённым глазом, как звёздочку немногим менее яркую, чем Полярная.

Учитывая название астероида, его «личный» перехватчик, для большего спокойствия, следовало бы назвать Ра.

NASA на Сатурне. Часть шестая: главные итоги и будущая сенсация