У муравьёв обнаружено разделение по зрению

Исследователи выяснили, что внутри одного вида муравьёв деление на роли в колонии может влиять на строение глаз (фото Ajay Narendra/ANU).

Энтомологи Австралийского национального университета установили, что у муравьёв-бульдогов (bull ant) с Зелёного континента зрение эволюционировало согласно делению по обязанностям.

«Поначалу мы обнаружили, что у некоторых видов мурашей время активности рабочих-пешеходов и летающих особей не совпадает, — рассказывает доктор Эйджей Нарендра (Ajay Narendra). – Тогда мы решили выяснить, существуют ли какие-то различия в строении зрительных структур индивидуумов».

Исследование показало: муравьи, действующие по ночам и не имеющие крыльев, обладали своего рода ночным видением. В их глазах присутствовало больше фасеток, а светочувствительные элементы – рабдомы (rhabdom) – были более широкими, нежели у летающих дневных особей.

Разные «касты» насекомых проявляли активность днём, в сумерки и даже ночью. Между тем интенсивность света в ночное время примерно в миллион раз ниже дневной. Так возможности зрения «ночных» муравьёв постепенно подстроились под особенности работы, дабы насекомые могли действовать максимально эффективно и при этом не попадаться хищникам.

В статье, вышедшей в журнале Proceedings of the Royal Society B, учёные, однако, отмечают, что различие в строении глаз представителей колонии и в их чувствительности к свету всё же не столь велико, чтобы покрыть разницу в освещении днём и ночью. А это означает, что и какие-то другие механизмы помогают насекомым хорошо видеть по ночам. Какие именно, австралийцы планируют выяснить в ближайшем будущем.

У муравьёв-бульдогов рабочими являются стерильные самки, у которых отсутствуют крылья. Также в каждой колонии находится некоторое количество окрылённых женских особей, которые летают в течение короткого периода времени, а затем остаются в тёмных частях гнезда. Крылья есть и у самцов, они живут совсем недолго, но почти всё это время проводят в полёте (фото Flanker Driver/Flickr.com).

Узнайте также, зачем мураши умирают в одиночку и почему муравьиным королевам иногда живётся совсем не сладко.

Самосознание обезьян проявилось в зеркальном отражении