Учёные получили гибрид шёлка и паутины

Паутина имеет более высокий предел прочности, чем шёлк, она также эластичнее волокон, производимых тутовым шелкопрядом (на снимке) (фото University of Notre Dame).

Генетически модифицированных тутовых шелкопрядов, дающих гибрид шёлка и паутины, вывели специалисты университетов Вайоминга (UW) и Нотр-Дама (ND).

Команда Малкольма Фрейзера (Malcolm Fraser) из Индианы и Рэнди Льюиса (Randy Lewis) из Вайоминга при помощи транспозона piggyBac внедрила тутовому шелкопряду один ген паучьего шёлка. В результате на выходе учёные получили коконы материала, который был прочнее и тоньше шёлка обычного.

Из паутины можно делать канаты, по прочности не уступающие стальным. Однако пауки не производят материал в достаточном для таких задач количестве.

Напомним, что роскошное полотно, сплетённое из паутины мадагаскарских кругопрядов, потребовало «труда» миллиона членистоногих. А миллион шелкопрядов способен создать гораздо большее количество «шёлкопаутины», отмечают учёные.

Фрейзер (на фото) и его коллеги считают, что их разработка приведёт к созданию принципиально нового типа ткани, более лёгкого обмундирования и прочных хирургических нитей.
На картинках внизу слева – коконы шелкопрядов, справа – те самые генно-модифицированные волокна (фото University of Notre Dame).

Нынешнее достижение генетиков – лишь шаг на пути к конечной цели. В планах: вживить шелкопрядам несколько генов паучьего шёлка. Кроме того, исследователи планируют выделить соответствующие гены у недавно открытого паука-кругопряда Caerostris darwini: производимые им нити были признаны самыми прочными в мире. Они в 10 раз крепче кевлара и в два раза – любого известного паучьего шёлка.

Ранее Льюис и его коллеги придумали, как заставить коз производить белки паучьего шёлка. Кроме того, другие специалисты «нанимали» для этих целей растения и бактерии.
Шелкопряды – самый лучший вариант, потому что они могут не просто создать белки, но и сплести из них нити, причём в большом количестве (иллюстрация University of Wyoming).

Коммерциализацией разработки займётся компания Kraig Biocraft Laboratories. Узнайте также о наноматериале со структурой паучьего шёлка и о шёлке, стараниями учёных превратившемся в оптоволокно.

Кит установил рекорд миграции для млекопитающих