Астрономы увидели самую далёкую галактику во Вселенной

Новое открытие стало первым подтверждённым наблюдением галактики, чей свет помог сделать космос прозрачным и приблизил окончание так называемых тёмных веков (кадр ESO).

Объект удалось обнаружить на снимке с орбитального телескопа Hubble. Дальнейшие измерения при помощи телескопа VLT Европейской южной обсерватории (ESO) подтвердили сенсацию.

Красное смещение галактики UDFy-38135539 оказалось равно 8,5549. Это означает, что расстояние до неё превышает 13 миллиардов световых лет и мы видим этот объект таким, каким он был менее чем через 600 миллионов лет после Большого взрыва.

Это самый далёкий объект в наблюдаемой Вселенной с подтверждённым спектрометрией расстоянием (точные параметры прежних рекордсменок, по-видимому, остаются под вопросом). Учёные отмечают, что до сих пор наиболее удалённые галактики могли похвастать красным смещением 8,2 и 6,96.

Самая далёкая галактика обведена кружком. Чтобы запечатлеть это едва уловимое пятнышко, телескоп Hubble держал экспозицию 48 часов.
Снимок был сделан в 2009 году, но анализ объекта при содействии наземных телескопов подоспел только сейчас (фото NASA, ESA, G. Illingworth (UCO/Lick Observatory, University of California, Santa Cruz), HUDF09 Team).

Столь большое удаление помещает новую галактику прямо в эру реионизации (reionization). Этот процесс шёл примерно со 150 до 800 миллионов лет после рождения Вселенной. Ультрафиолет от первых массивных звёзд постепенно нагревал и ионизировал заполняющий космос холодный водород, делая пространство прозрачным.

Первые галактики Вселенной в эпоху реионизации. Модель (иллюстрация M. Alvarez, R. Kaehler, T. Abel).

В своей статье в Nature авторы открытия сообщают, что UDFy-38135539 очень мала и слаба (звёзд в ней в 10-100 раз меньше, чем во Млечном Пути). И одного такого источника явно было недостаточно, чтобы ионизировать окружающую среду так, дабы свет от этой галактики дошёл до нас.

Это означает, что в тех же краях и в то же самое время присутствовали другие галактики меньшего размера и яркости, которые не в состоянии уловить нынешние телескопы (замеры красного смещения UDFy-38135539 уже оказались на грани возможностей технологии). Именно эти соседки помогли рекордсменке расчистить космос вокруг от непрозрачных облаков водорода. Более подробный рассказ об открытии можно увидеть в ролике.

Рекордной галактике посвящены пресс-релиз ESO и два материала в Nature. (Читайте также о другом раннем звёздном острове, одном из первых зарегистрированных событий в жизни Вселенной, старейшей звезде Млечного Пути и второй эре реионизации.)

Астрономов удивило неправильное пятно на экзопланете

20 октября 2010

Открыта звезда с самым коротким циклом активности

19 октября 2010

Луны Сатурна пойманы за игрой в космический пейнтбол

15 октября 2010

Немцы составят самую точную 3D-карту Земли

15 октября 2010

Учёные предсказали последствия падения астероида в океан

13 октября 2010
  • Александр Лалетин  12 февраля, 17:31
    Вселенная никогда не рождалась, она была всегда. Та часть вселенной которая доступна нашему наблюдению есть неизмеримо, бесконечно малый фрагмент бесконечной вселенной. Все миры когда-то возникли и будет время их исчезновения, но вселенная содержит бессчетное количество миров и все они возникают и исчезают и снова возникают. Но говорить о возникновении вселенной невежественно, безграмотно, стыдно, глупо, не достойно человека разумного.
  • Вечная бесконечная Вселенная — это новая форма религии?
  • Александр Назаров  21 января, 16:24
    Нет это новая модифицированная теория гравитации Ньютона-Хевисайда и принципиально новая космология, где безупречно выполняется закон сохранения энергии в отличие от библейских сказок ОТО, РВ и БВ, освященных как известно папой римским в прошлом году.
  • Олег Андрос  18 февраля, 22:19
    Полностью с Вами согласен. Да и сам Циолковский писал ещё «Мир бесконечен, просторен и вечен»
  • Врэж Багратуни  27 сентября, 23:51
    Не лишайте меня и Лалетина мечты. Только в рамках бесконечности мира в пространстве и временидуша является душой. Вне этого, в рамках конечных, пусть даже и очень очень больших растояний, наш дух теряет свою сакральность, свою всезначимость. Вне сказочного бесконечного исчисления что мы, что мышки, что разбитый графинчик и ветош равноценны.
    Только чудо бесконечности наполняет мир поэтичным значением.
  • Тимофей Пянзин  30 января, 17:56
    Вот что меня смущает в этих цифрах, так это то что галактика находится на расстоянии 13 млрд. лет, а свет излученный ею имеет возраст только 600 млн. лет.
    Судя по всему расчёты были простые: возраст вселенной примерно 13,6 млрд лет, расстояние до галактики 13 млрд, значит свет который от неё дошёл до нас имеет возраст 13,6 — 13 = 0,6 млрд лет. Но я представляю другой мысленный эксперимент: пусть скорость этой галактики относительно нас равна 1/2 скорости света, значит когда она была от нас на расстоянии ~8,6 млрд лет она испустила свет, который мы сейчас видим, свет летел ~8,6 млрд лет и за это время галактика удалилась от нас примерно на 4,3 млрд лет (всего 13 млрд лет). Т.е., при моём предположении, свет был излучён не 13 млрд лет назад, а ~8,6 млрд лет.
    И вот тут получаются сверхсветовые скорости. Через 0,6 млрд лет после взрыва галактика излучила свет, который шёл до нас 13 млрд лет. Где неточность?
  • Олег Андрос  18 февраля, 22:23
    Неточность в выборе системы отсчета
  • Тимофей Пянзин  9 марта, 08:08
    В смысле? У кого неточность? Какая?
  • Олег Андрос  28 мая, 20:40
    Ты что в школу не ходил? При скоростях близких к скоростям света — а в твоем примере галактика удалается от нас со скорость 0,5 света нужно пользоваться теорией СТО, то есть скорости нужно считать не простой арифетикой а по формуле Ейнштейна! — тоесть никаких сверхсветовых скоростей не получается!
  • Олег Андрос  15 февраля, 23:52
    А меня другой вопрос смущает — все больше и больше объектов находят на самом краю Вселенной, при чем в разных направляениях от нашей планеты, так что, возращаемся в средневековье — Земля — центр Вселенной?
  • Тимофей Пянзин  9 марта, 08:14
    Земля — центр наблюдений.
    Объекты находят не на краю Вселенной, а на краю Метавселенной.