В Солнечной системе показался огромный объект

На внешних границах Солнечной системы не так уж скучно. Сравнение размеров Земли и ряда объектов. Автор R. Hurt, Caltech, NASA (иллюстрация с сайта antwrp.gsfc.nasa.gov).

Сразу две научные группы претендуют на открытие нового объекта, который, по предварительным оценкам, может оказаться даже крупнее Плутона. Это вновь поднимает вопрос об определении условной границы между планетами и крупными астероидами.

Новый объект никогда не бывает ближе к Солнцу, чем Нептун, а большая часть его орбиты лежит намного дальше Плутона.

Это тело — один из крупнейших объектов, когда-либо найденных во внешней Солнечной системе и почти наверняка сделан изо льда и камня.

Астрономы оценивают его диаметр минимум в 1,5 тысячи километров, но отмечают, что этот объект может оказаться и крупнее Плутона — девятой планеты Солнечной системы.

Точнее пока сказать нельзя, так как сильно разнится оценка отражающей способности данного тела.

Объект 2003 EL61. 10-я планета? Или всё же 11-я, или даже 12-я? Всё зависит от выбранного определения, но его пока нет (фото с сайта iaa.es).

Пока неясно, какая из двух групп астрономов должна записать новую «планету» на свой счёт. Независимо друг от друга они это сделали почти одновременно.

Об открытии объявили испанские специалисты из Андалузского института астрофизики (Instituto de Astrofisica de Andalucia), которые нашли медленно движущийся объект на своих старых снимках пояса Койпера и присвоили ему (объекту) номер 2003 EL61.

Но, вроде бы, то же самое небесное тело нашла группа американских астрономов, работавших в обсерваториях Gemini и W. M. Keck. Американцы назвали новый объект K40506A.

Отчёт испанцев вы можете прочесть здесь, а американский доклад — тут.

Напомним, Плутон имеет диаметр 2274 километра. Таким образом, неудобства с определением чёткой границы между планетой и «не планетой» — всплывают вновь.

Ведь при диаметре порядка одной или двух тысяч километров — небесное тело уже имеет форму довольно-таки правильного шара и ничем, в общем-то, не отличается от маленьких планет (того же Плутона). И точно так же бегает вокруг Солнца.

Поясним, почему эта путаница смущает умы астрономов уже не первый год.

В поясе Койпера, далеко за орбитой Плутона, живёт ещё несколько небесных тел, которые можно вполне именовать планетами (но официально их так никто не называет).

Это, например, Квáвар (Quaoar), открытый в 2002 году и насчитывающий 1250 километров в поперечнике (ещё одна информация про него — здесь).

А ещё — Седна (Sedna), обнаруженная в 2004 году и имеющая диаметр 1,7 тысячи километров, что уже куда ближе к Плутону.

Кстати, по некоторым предположениям, эту маленькую планетку Солнце когда-то «отняло» у другой звезды. Но мы отвлеклись.

Что получается? От определения нижней границы диаметра тела для термина «планета» зависит — будем ли мы считать Солнечную систему состоящей из 9 планет, или 10, или 11, или даже 12-ти.

На Седне в полдень. Автор A. Schaller, NASA, ESA (иллюстрация с сайта antwrp.gsfc.nasa.gov).

Международный астрономический союз (IAU) пишет по этому поводу: «IAU отмечает очень быстрый темп открытия тел в пределах Солнечной системы. Это сильно контрастирует с обстановкой, когда был обнаружен Плутон.

IAU сформировал рабочую группу, чтобы рассмотреть определение минимального размера для планеты. Пока результат работы этой группы не получен, все объекты, обнаруженные на расстоянии большем, чем 40 астрономических единиц от Солнца, мы продолжаем расценивать как часть транснептунового населения».

Вот так просто — «транснептунцы» они — и точка. Кстати, американская группа пишет, что «их» объект находится на расстоянии 52 астрономические единицы от Солнца.

И там же сказано про Седну: «Так как этот объект, кажется, несколько меньший, чем Плутон, и имеет чрезвычайно удлинённую орбиту с периодом приблизительно 10 тысяч лет, по сравнению с 248 годами для Плутона, кажется оправданным определять данный объект как астероид, а не как 10-ю планету».

О других крупных объектах транснептуновой зоны вы можете прочитать здесь.

Так что же нашли астрономы вдали от Солнца? «Какую-то» по счёту планету? Есть шанс, что новый объект растолкает специалистов из IAU, так как, по первым оценкам, 2003 EL61 (или K40506A?) может оказаться самым крупным телом в нашей системе, найденным за последние 75 лет.

Колонизаторы Марса застолбили симпатичный холм