Взвешена нейтронная звезда – претендентка на рекорд

Нейтронные звёзды являются продуктом взрыва некоторых типов сверхновых. Согласно существующим моделям, вещество ядра этих объектов сжимается при взрыве так сильно, что протоны и электроны преобразуются в нейтроны (фото Chandra X-ray Observatory).

Один из самых крупных пульсаров — J1614-2230 — исследовал Пол Деморест (Paul Demorest) и его коллеги из американской национальной радиообсерватории (NRAO). Светило, расположенное в нескольких тысячах световых лет от Земли, добавило масла в огонь споров о строении нейтронных звёзд.

J1614-2230 составляет двойную звёздную систему с белым карликом. Нейтронная звезда испускает импульсы с миллисекундными интервалами. Гравитация компаньона влияет на приходящий на Землю сигнал. Это позволило астрономам вычислять период обращения и скорость, а по ним и массы обоих объектов. (Физики использовали данные радиотелескопа Green Bank.)

Оказалось, что нейтронная звезда обладает 1,97±0,04 массы Солнца, то есть тяжелее предыдущего подтверждённого рекордсмена примерно на 13%. Отметим, что есть претендент и покрупнее – недавно объявленный пульсар PSR B1957+20 «Чёрная вдова». Открывшие его учёные полагают, что масса объекта может составлять 2,4 солнечных. Однако эти данные ещё предстоит проверить.

Феномен искажения сигнала компаньоном звезды был предсказан Эйнштейном, а обнаружен астрофизиком Ирвином Шапиро (Irwin Shapiro) в 1960-х, его именем эффект и назвали (Shapiro delay).
Кстати, орбиты J1614-2230 и белого карлика расположены по отношению к Земле так, что нынешние вычисления можно назвать наиболее точными из всех проведённых (иллюстрация Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF).

Впрочем, кто бы ни стал в итоге «чемпионом», оба открытия поднимают вопрос о правильности существующих теорий строения сердцевины нейтронных звёзд. Некоторые версии гласят, что те состоят вовсе не из нейтронов, а из экзотических частиц, свободных кварков, например, или и вовсе из тёмной материи. Правда, в таком случае верхний предел массы должен быть ниже обнаруженного.

Наличие столь тяжёлых нейтронных звёзд вроде бы говорит о несостоятельности целого ряда теорий. Впрочем, по утверждению Джеймса Лэттимера (James Lattimer) из университета Стони Брук (Stony Brook University), подогнать теории под массу ещё можно, а вот если бы был известен радиус J1614-2230... Но эти расчёты группа Демореста ещё не закончила.

Подробнее об открытии читайте в статье в журнале Nature и в пресс-релизе обсерватории. (Узнайте также о строении и свойствах коры нейтронных звёзд.)

На Венере найдены следы недавнего вулканизма