Найдена самая молодая чёрная дыра

Так в рентгеновских лучах выглядела галактика M100 в 2005 году. Тогда учёные ещё не подозревали, чем обернётся наблюдения за сверхновой SN 1979C (фото NASA/ESA/Immler et al.).

Об обнаружении самой молодой чёрной дыры рапортуют исследователи из NASA. Прародительницей новичка стала сверхновая, вспыхнувшая всего 31 год назад.

Сверхновая рванула после того, как закончилась жизнь звезды массой около 20 солнечных. В результате поблизости от нашей Галактики родилась чёрная дыра, и учёным впервые посчастливилось запечатлеть это событие.

«Что нас особенно радует, мы точно знаем дату рождения этой чёрной дыры. Это очень ценный результат», — рассказывает Кимберли Уивер (Kimberly Weaver) из космического центра Годдарда. Подобное знание было получено впервые: учёным неизвестен возраст даже тех нескольких десятков чёрных дыр, что обитают в Млечном Пути.

Всё началось с того, что в апреле 1979 года школьный учитель впервые заметил взрыв сверхновой в обычный телескоп. Спустя некоторое время ей присвоили имя – SN 1979C. С 1995 года орбитальные телескопы следили за жизнью продолжающего светить в рентгеновском диапазоне объекта.

Составное изображение галактики M100, полученное в 2010 году. Этот космический объект похож на наш Млечный Путь и находится в Скоплении Девы (Virgo Cluster) в 50 миллионах световых лет от Земли. SN 1979C отмечена белым кружком (фото NASA/JPL/Caltech).

Учёные склоняются к версии, что получившаяся чёрная дыра продолжает пожирать окружающее её вещество, это и приводит к появлению рентгеновского излучения.

Правда, существует и другое объяснение: возможно, перед астрономами новорождённая нейтронная звезда или пульсар, создающий потоки частиц, «подсвечивающих» окружающие газ и пыль. Окончательно выбрать из двух вариантов можно будет только после новых наблюдений за SN 1979C. (Ранее астрономы тоже наблюдали за рождением чёрных дыр. Однако они появлялись в ходе других процессов.)

Миссия по добыче частиц с астероида признана успешной

16 ноября 2010

Редкое затмение поссорило Плутон с плутоидом

11 ноября 2010

Солнечная вспышка поддержала разработку щита для Земли

10 ноября 2010

В Галактике найдены загадочные сверхгигантские пузыри

10 ноября 2010

Кометное ядро заснято с близкого расстояния

4 ноября 2010
  • Александр Лалетин  10 ноября, 11:06
    Говорить о возрасте ЧД можно только после конкретного обусловливания, что именно будет называться ЧД. Потому что по сути своей сама ЧД это только сгусток материи, но в зависимости от количества материи в этом сгустке и от количества и качества вещества окружающего этот сгусток, общая картина объекта имеет массу вариантов.
    Если ЧД называть только сам сгусток материи не обращая внимания на его окружение, то возраст определяется автоматически, он прямо пропорционален массе и тогда самые молодые ЧД будут находиться в микромире. Но для людей очень важны эмоции и потому не обращать внимания на дивные процессы вокруг сгустков материи невозможно.
    Потому ЧД правильнее будет называть только те гигантские космические сгустки материи которые тем или иным способом избавились от окружающего их вещества и полностью утратили возможность их визуального наблюдения.
    В таком случае рождение ЧД может происходить несколько раз у одного и того же объекта. В общем этот вопрос следует еще оговаривать.
  • Олег Андрос  18 февраля, 20:42
    Я лично вообще не понимаю как такой физический объект как черная дыра может существовать! Например, каким образом может притягивать черная дыра если сама при этом за горизонт событий не выпускат даже свет и соответственно гравитационные волны (взаимодействия) тоже? Тоесть получаетс явная дилема — с одной стороны черная дыра это объект который все в себя притягивает и из которого ничего не может вырваться, а с другой стороны с неё успешно вырывается гравитация? Может кто-то объяснит мне каким образом решить эту дилему?
  • Юрий Краснов  23 апреля, 00:31
    Олег Андрос 18 февраля, 20:42
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Все будет понятно, если понять что такое гравитация. Для меня это стремление частиц заполнить пустое пространство не пустого вакуума(гравитационное течение). Т.е. взрыв сверхновой порождает пустоту в центре звезды от которой разлетаются по инерции самые массивные части звезды, а самые малые обладающие меньшей инерцией уже летят к центру, где начинают синтезировать более плотные частицы, тем самым освобождают место для следующих частиц. Эти частицы со временем образуют слои различных веществ которые накапливаются циклами, на поверхности быстрые циклы, внутри очень медленные. Каждый цикл сопровождается прорывом оболочки слоя из-за превышения давления внутри слоя и давления гравитационного течения. На нашем солнышке наблюдаем плазменные выбросы и циклы активности.
    Свет — колебания среды. Чем плотнее среда тем медленнее колебания.
  • Дмитрий Маркин  6 июля, 15:42
    Что значит, вспыхнула 31 год назад?
    31 год назад астрономы только увидели вспышку, а вспыхнуть она могла и тысячу и две тысячи лет тому назад, в зависимости от расстояния до земли.