Астрономы измерили геометрию Вселенной

Авторы работы воспользовались ранее собранными сведениями о сотнях далёких парных галактик (фото NASA/ESA).

Кристиан Маринони (Christian Marinoni) и Аделина Буцци (Adeline Buzzi) из университета Прованса (Université de Provence) использовали новую вариацию метода, предложенного 30 лет назад, и показали, что Вселенная плоская и примерно на 70% состоит из тёмной энергии, ответственной за ускорение расширения.

Наличие тёмной энергии и её количество напрямую связано с расширением Вселенной и геометрией пространства времени, которое условно можно представить (в зависимости от принятой модели) как вогнутое седло, плоский лист или выпуклую сферу.

О том, что Вселенная всё же плоская, а плотность материи и энергии в ней удивительно точно близка к критическому значению, отделяющему открытое пространство от замкнутого, астрономы говорят давно. Вопрос лишь в способах подтверждения тезиса.

Один из первых доводов «за» — особенности микроволнового фона. Помимо этого модель плоской Вселенной с тёмной энергией (напрасно отвергнутой догадкой Эйнштейна) хорошо согласуется с данными наблюдений за сверхновыми, гамма-вспышками, галактиками и галактическими кластерами.

Теперь учёные нашли новое подтверждение. Они взяли за основу тест Алкока-Пажинского (Alcock–Paczynski test), который позволяет просчитать геометрию пространства-времени по искажению образов далёких объектов. Правда, чтобы достичь нужной точности, требовалось удачно выбрать предмет наблюдений. И это долго не удавалось.

Кристиан и Аделина решили изучить распределение по всему небу плоскостей вращения двойных галактик. В природе не должно быть предпочтительной ориентации их оси обращения друг вокруг друга, и достаточно большое число таких объектов должны указывать во все стороны равномерно.

Но в случае ускоренного разбегания галактик (и присутствия во Вселенной тёмной энергии) самые далёкие из данных объектов должны демонстрировать асимметрию — выстраивание плоскостей вращения вдоль линии визирования. Именно такое искажение и выявили авторы исследования, результаты которого опубликованы в Nature.

Физики заглянули во Вселенную перед Большим взрывом

23 ноября 2010

Антиводород впервые пойман в ловушку

18 ноября 2010

Японцы создали демона Максвелла

16 ноября 2010

Предложен пространственно-временной плащ-невидимка

16 ноября 2010

Физик примирил гравитацию и электромагнетизм

12 ноября 2010
  • Александр Лалетин  29 января, 17:13
    Энергия, любой ее вид, есть количество движения материи. И как оно может подразделяться по цветам, совершенно не понятно. Никакой темной, или светлой энергии быть не может. Масса фрагментов материи умноженная на скорость их движения, вот и вся энергия, как тут может возникнуть цветовая гамма?? Только у фантастов.
  • Назовите не темной, а оранжевой =)
  • Антон Карманов  10 августа, 20:38
    Да, и что может быть в кварке странного?
    Или прекрасного?! Их же не разглядеть даже!
    Они же все- на одно лицо- так и называли бы все обыденными кварками!:))
    Кстати, я пропустил, в кварках тоже черные дыры, иди это в материи не мельче стула?
  • Георгий Ходарев  23 ноября, 00:32
    Вселенная-это СотоОбразные Сети (СОС). Мы находимся в одной из стенок СОС. Диаметр СОС -28-30 млрд.свет.лет., толщина стенки СОС — 14-16 млрд.свет.лет. Вселенная-это замкнутое пространство само на себя, т.е. имеет бесконечные размеры, поэтому движение в ней бесконечны, как в замкнутом пространстве и никогда не остановится. Тёмная материя -это всякий молекулярно-атомно-ядерный хлам (в основном старые фотоны), потерявший со временем свою активность
  • Александр Иерархов  23 ноября, 00:42
    А... ээээ.... откуда инфа?