Определены поедающие Titanic бактерии

Бактерия с "Титаника" берёт начало в давних пробах, поднятых со дна океана (фото Henrietta Mann).

Биологи из Испании и Канады изолировали новый вид микробов из сообщества организмов, обитающих на останках знаменитого судна. Это исследование, как полагают его авторы, поможет в защите от негативного воздействия среды судов, морских газопроводов и нефтяных платформ. Но для «Титаника», затонувшего почти столетие назад, это открытие, увы, означает скорое исчезновение.

Образцы материала из обширных сталактитов ржавчины (rusticle) были собраны в 1991 году во время погружения на Titanic аппарата "Мир-2". Как и следовало ожидать, в пробах были выявлены многочисленные бактерии (опознано по меньшей мере 27 штаммов), которые учёные принялись разводить в лабораториях, чтобы изучить подробнее.

Много лет у генетиков ушло на анализ наследственных кодов этих бактерий, сортировку знакомых и незнакомых последовательностей. В результате из общей массы видов удалось выделить новую бактерию, названную Halomonas titanicae. Она питается оксидами железа, тем самым способствуя «утилизации» колоссального корпуса затонувшего судна. (Детали исследования можно найти в статье в International Journal of Systematic and Evolutionary Microbiology и пресс-релизе университета Далхаузи.)

Ускорению разъедания материала помогает и структура ржавых наростов. Как видно на снимке под микроскопом (справа внизу), они пористые и свободно пропускают сквозь себя воду (фотографии RMS Titanic inc, dal.ca).

О том, что морские обитатели довольно споро разрушают «Титаник», учёные говорили ещё лет семь назад, а в 2004-м заявили о необходимости защиты останков колосса (подразумевалось — как от охотников за сокровищами, так и от морской живности, вплоть до бактерий). Как выполнить последнее пожелание, не ясно.

Открытие в 2005 году нового участка с вещами пассажиров, рядом с кораблём, лишь добавило беспокойства о сохранении ещё оставшихся следов катастрофы: дно океана оказалось далеко не таким безжизненным, а место крушения — вовсе не законсервированным.

Генриетта Манн (Henrietta Mann) из университета Далхаузи, один из авторов нынешнего исследования, говорит, что в 1995 году давала «Титанику» ещё лет 30 жизни, а сейчас склоняется к тому, что процесс исчезновения судна идёт гораздо быстрее, чем представлялось. «В конце концов там не останется ничего, кроме ржавого пятна», — утверждает Генриетта.

Астробиологическое открытие ведёт насыщенную ядом жизнь