Отснята четвёртая планета чужого солнца

Четыре планеты (b, c, d, e) вращаются вокруг звезды, удалённой от нас на 129 световых лет. Длина стрелок отражает смещение планет за 10 лет. Масштабная линейка – 20 а.е. (фото NRC-HIA, Christian Marois, W. M. Keck Observatory).

Обнаружение четвёртой планеты в уже известной системе показало, что формирование планетарных семей, напоминающих нашу собственную, — дело закономерное. Вместе с тем открытие принесло и загадки.

Благодаря телескопу Keck II на Гавайях учёные сумели получить изображение четвёртой планеты в системе HR 8799. Вновь открытая планета HR 8799 e, как и её сёстры b, c и d, – газовый гигант, весящий как семь Юпитеров.

Звезда HR 8799 в своё время стала первой, у которой удалось заснять сразу три планеты. Один из её миров астрономы позже нашли на старом снимке с орбитального телескопа, а для другого даже получили спектр.

HR 8799 может похвастаться ещё и двумя поясами астероидов, ледяных обломков и пыли, напоминающими «наши» пояс астероидов за Марсом и пояс Койпера за Нептуном. Кроме того, астрономы предполагают, что там же, но ближе к светилу могут существовать и скалистые планеты земного типа, которые пока слишком трудно отловить.

Сравнение системы HR 8799 (слева) и Солнечной системы. Показаны четвёрки планет-гигантов и по два пояса астероидов. Масштабные линейки – 20 а.е. На нижней схеме шкалы расстояния планет от светила тоже в астрономических единицах.
Планету e отсняли в 2009 году и подтвердили в 2010-м. Детали открытия раскрывают статья в Nature и пресс-релиз обсерватории Кека (иллюстрации NRC-HIA, Christian Marois, W. M. Keck Observatory, B. Zuckerman, Quinn M.Konopacky, Bruce Macintosh, Travis Barman/ Nature).

Всё вместе это делает систему HR 8799 весьма похожей на Солнечную. С поправкой на то, что новая планета e, самая близкая к своему солнцу, в нашей системе заняла бы позицию между Сатурном и Ураном. Кроме того, суммарная масса этой четвёрки в 20 раз больше, чем общая масса планет в Солнечной системе. Более массивны у HR 8799 и пояса астероидов. (Другие более или менее похожие на нашу семьи экзопланет — это системы Эпсилон Эридана и HD 69830.)

Есть и ещё одно отличие. У HR 8799 четыре гиганта влияют друг на друга намного сильнее, так что учёные сомневаются в устойчивости системы в данной конфигурации (а звезда HR 8799 намного моложе Солнца, ей и её планетам — 30 миллионов лет). И вообще как данные четыре планеты появились именно на этих орбитах, не может объяснить ни одна из основных теорий формирования систем. Астрономы называют это настоящим вызовом теоретикам. (Читайте также о самой насыщенной планетной системе.)

Число экзопланет превысило 500

23 ноября 2010

Астрономов удивило неправильное пятно на экзопланете

20 октября 2010

Открыта самая насыщенная планетарная система

24 августа 2010

Планеты-гиганты нашли загадочный путь к стабильному резонансу

30 июля 2010

Астрономы подтвердили наличие хвоста у планеты

19 июля 2010
  • Георгий Ходарев  20 февраля, 20:35
    А по моей теории все планеты рождаются от своей звезды по очереди. Потом растут и толстеют, а мама худеет и отпускает их всё дальше от себя.
  • Георгий Гладышев  18 декабря, 18:43