Открыт защитный свист у гусениц

При нападении эта гусеница производит звуки в широком диапазоне, начиная от тех, что может слышать человек, и до ультразвука (фото Jayne E. Yack).

Личинки одного из видов североамериканских ночных бабочек обороняются от птиц при помощи свиста. Удивительный механизм защиты обнаружили канадские биологи.

Имитируя нападение птицы при помощи щипцов, биологи узнали, что гусеницы моли вида Amorpha juglandis в таких случаях производят звуковые сигналы длительностью от сотых долей секунды до пары секунд, содержащие от одного до восьми свистков. Свист также варьируется по спектру: от широкополосного сигнала до сложной композиции с пиками на частотах 9, 15 и 22 килогерца.

Съёмка скоростной камерой в сочетании с лазерным измерителем потоков воздуха около личинки и выборочной блокировкой её дыхалец позволили выяснить, что при смертельной угрозе гусеница резко стягивает передние сегменты тела, выбрасывая воздух через пару увеличенных дыхалец восьмого брюшного сегмента. Оставалось только проверить, как этот механизм работает в природе.

Исследователи отдали гусениц на съедение нескольким экземплярам жёлтой древесницы. При захвате клювом гусеница отвечала резким свистом в 100% случаев (в опыте с щипцами — в 94%).

Все птицы реагировали на свист похожим образом: останавливались, отскакивали в сторону или даже улетали подальше (в пределах клетки, где проходил опыт). Гусеницы были столь успешны в отпугивании пернатых, что те в результате не съели ни одну. Почему у птиц развилась такая паническая реакция на свист потенциального обеда — осталось пока неясным.

Открытию посвящена статья в Journal of Experimental Biology. (Узнайте также, зачем гусеницы щёлкают челюстями, почему они боятся жужжания пчёл и как ухитряются обманывать муравьёв песнями.)

Генетики вывели мышей с двумя отцами