Открыты шторма эпохи обледенелой Земли

Примерно с 750 до 650 миллионов лет назад разбалансированный механизм климата сделал нашу планету такой, как на этой картинке. Удивительно, что жизнь ухитрилась тогда не прерваться (иллюстрация с сайта physicsworld.com).

Примерно 700 миллионов лет назад, когда глобальное оледенение было настолько мощным, что льды доходили до экватора, в океане оставались свободными небольшие районы. Ключ к выживанию биосферы в один из самых критических для неё моментов обнаружили учёные из Британии и Австралии.

Образцы отложений в Южной Австралии, относящиеся к стертовскому оледенению (это часть криогения), продемонстрировали специфический тип структуры (hummocky cross-stratification — HCS), формирующейся при содействии крупных штормов.

Структуры типа HCS возникают на морском дне, когда над ним регулярно проходят крупные волны. Открытие означает, что в некоторых районах планеты даже в стертовское оледенение существовала не занятая льдами вода.

Новые данные учёным принёс хребет Флиндерс (фото с сайта bbc.co.uk).

По мнению авторов статьи, вышедшей в журнале Geology, такие участки были оазисами, которые помогли биосфере пережить тяжёлый период. Хотя значительная часть жизни тогда была уничтожена, часть организмов перенесла и холод, и длительное заточение под мощным льдом, чтобы позже прийти к новому всплеску эволюции.

Как сообщает BBC, эта находка является важным кусочком мозаики в гипотезе "Земли-снежка" (Snowball Earth), получившей не так давно прямое подтверждение. Здесь ещё не до конца понятны причины столь сильного оледенения планеты, хотя учёные уже выяснили ряд интересных деталей последующего оттаивания.

О том, как жизнь могла сохраниться в течение эпох даже без света, рассказали необычный эксперимент с фототрофами и открытие древних бактерий в кровавом водопаде. Теперь же выясняется, что даже в самые суровые моменты криогения кое-где в океане оставались участки, дававшие микроорганизмам доступ к солнечным лучам и кислороду.

NASA объяснило присутствие золота и платины на Земле

10 декабря 2010

Зафиксировано всемирное ослабление ветров

22 октября 2010

Учёные связали падение солнечной активности и потепление

7 октября 2010

Обнаружена загадочная синхронизация вулканов Земли

23 сентября 2010

Тайна ползающих камней приоткрыта десантом молодёжи

13 сентября 2010
  • Александр Митькин  14 сентября, 18:23
    Предположу следующую теорию периодов оледенения.
    Сейчас основную роль в нагреве поверхности играет солнце. Если планета начинает покрываться льдом, то нагрев её солнцем уменьшается, т.е. из одного следует другое, и наоборот. В результате планета покроется льдом и перестанет нагреваться солнцем (лёд отражает лучи Солнца), однако она станет и меньше отдавать собственное тепло.
    Дальше начинают играть роль внутренние процессы, допустим, сила притяжения к Солнцу или Луне, которая будет постепенно разогревать планету изнутри. В какой-то момент температура будет такой большой, что разогреет лёд, тогда опять начнёт действовать нагрев от Солнца, и начнётся разогрев и от Света, до тех пор пока планета не остынет достаточно сильно изнутри, ва потом всё повторится.