Учёные победили бактерии холодной плазмой

Грамотрицательные бактерии (например, синегнойную палочку – на снимке) уничтожить ионизированным газом оказалось проще, чем грамположительные (фото с сайта pseudomonas.com).

Необычную альтернативу антибиотикам придумали российские и немецкие учёные: они показали, что побороть инфекцию можно при помощи аргоновой плазмы, температура которой не превышает 35-40 °C.

Такой подход позволил уничтожить 99% микроорганизмов уже после пяти минут обработки чашки Петри: результат немного варьировался в зависимости от вида и штамма бактерий.

Работой биологов и физиков руководила Светлана Ермолаева из Лаборатории экологии возбудителей инфекций НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи (фото НИИЭМ).

Эксперимент на крысах показал, что спустя 10 минут на поверхности ран начали погибать даже те микроорганизмы, что устойчивы к действию антибиотиков (Pseudomonas aeruginosa и Staphylococcus aureus). Пятидневный курс привёл к полному уничтожению P. aeruginosa (на 2 дня быстрее, чем в контрольной группе). Кроме того, воздействие плазмы ускорило заживление ран у подопытных животных.

Плюс методики ещё и в том, что струю ионизированного газа можно направить только на инфицированное место, никак не затрагивая окружающие ткани.

Статья авторов исследования опубликована в Journal of Medical Microbiology. В видеоролике ниже показано, что холодная плазма не наносит вреда живым тканям.

В горячей плазме вещество разогрето до тысяч или даже миллионов градусов Цельсия. А потому понятие холодной или нетепловой плазмы (nonthermal plasma, на снимке показана струя) весьма относительное. Речь, конечно же, не о заморозке, а о температурах близких к комнатной. Кстати, получать стабильную холодную плазму физики научились не так давно (фото George Washington University).

Читайте также об антибактериальных материалах на основе полимеров и веществ, извлечённых из организмов насекомых.

Медики объяснили патологическое бесстрашие