Раскиданные миры выдают буйное детство семьи Солнца

Это Ксена в представлении художника. Вместе с другими братьями и сёстрами эта планета заставляет астрономов переписать учебники (иллюстрация с сайта spacedaily.com).

Пора уже разобраться с этими «десятыми» планетами. Ещё одно подобное открытие уже ничего принципиально не изменит — строение и развитие нашей системы надо пересматривать. В поясе Койпера могут находиться ещё десятки планет, по размерам не только крупнее Плутона, но, быть может, сопоставимых с Землёй.

Внешние пределы нашей системы — это не просто «свалка биллионов мелких обломков», оставшихся после «строительства» хорошо известной части нашего мира, состоящего из 9 планет и их спутников (плюс — мириады астероидов и комет, «на вес»).

Нет. Пояс Койпера, обширная зона, лежащая за орбитой Нептуна, может оказаться самой густонаселённой частью Солнечной системы с десятками, а может, и сотнями небольших ледяных, замёрзших, и всё же — планет, а не просто летающих булыжников (которых там и не счесть).

Да. Мы говорим о правильных сферах, каменных (по крайней мере — частично), с метановым или, может, водяным льдом на поверхности.

Под валом открытий Международный астрономический союз (IAU) крепко призадумался над новым разграничением понятий «планета», «астероид», «транснептуновый объект». И об этом мы уже говорили. Но давайте попробуем составить общую картину — что же такое — Солнечная система теперь?

Припомним только крупные объекты пояса Койпера, сильно волнующие астрономов, да и общество в целом: Квавар (Quaoar), Седна (Sedna), Иксион (Ixion), Варуна (Varuna), Хаос (Chaos).

К ним нужно добавить ещё три новых имени (неофициальных, «code-name», так сказать, утверждённые IAU имена могут быть совсем иными ): Санта (Santa), Истербанни (Easterbunny) и Ксена (Xena), которые в наших прежних материалах фигурировали под официальными обозначениями 2003 EL61, 2005 FY9 и 2003 UB313, соответственно.

2003 EL61, он же, неофициально, Санта, на первых трёх кадрах, поймавших его перемещение на фоне звёзд (фото с сайта gs.caltech.edu).

Из них Ксена представляет интерес, как самое крупное тело за орбитой Плутона, а Санта — как планетка с самым быстрым вращением.

Название Ксена, кстати, родилось впервые в прессе, а не у астрономов, из-за ошибочной интерпретации журналистами одного из интервью открывателей этой планеты. Да так и прижилось. Пока Международный астрономический союз не вынес какого-либо вердикта.

Орбита спутника Санты – Рудольфа (иллюстрация с сайта gps.caltech.edu).

У Санты, кстати, обнаружен спутник, условно названный пока Рудольфом (Rudolph), с периодом обращения вокруг своей планеты в 49 дней.

А мини-планета Истербанни интересна тем, что это уже третий из известных транснептуновых тел, на поверхности которого обнаружен метановый лёд (другие два – Плутон и Ксена), что открывает заманчивые перспективы для анализа эволюции планет.

Но есть в поясе Койпера ещё масса других объектов (в основном они известны лишь под безликими номерами), диаметром в сотни километров или порядка тысячи километров. И никто не может гарантировать, что завтра астрономы не откроют там какое-нибудь удалённое и тёмное тело с поперечником, скажем, как у Меркурия или более того, не удивляйтесь — Земли.

Напомним, одними из главных поставщиков сенсаций последних месяцев в данной области являются Майкл Браун (Mike Brown) из Калифорнийского технологического института (Caltech), Чадвик Трухильо (Chadwick Trujillo) из гавайской обсерватории Джемини (Gemini Observatory) и Давид Рабинович (David Rabinowitz) из Йеля (Yale University). Это та же самая группа, которая обнаружила в прошлом году объект 2004 DW, ныне известный как Оркус (Orcus).

Квавар – одно из больших тел пояса Койпера (иллюстрация Greg Bacon/STSCi/NASA).

Вот что они сообщают о последней троице (Санта, Истербанни, Ксена): «Все три объекта — почти размером с Плутон или даже больше. Все находятся на эллиптических орбитах, сильно наклонённых к плоскости Солнечной системы».

«Мы думаем, что особенности их орбит означают: все эти тела были сформированы куда ближе к Солнцу, а затем были выброшены на нынешние орбиты планетами-гигантами», — говорит Браун.

Уже интересно. Привычная стройная картина формирования системы колеблется. Ведь речь идёт о случайном выбрасывании не одного-двух небесных тел а, возможно, десятков. Что же творилось тут четыре миллиарда лет назад?

Алан Штерн (Alan Stern) из The Space Review пишет: «Современные компьютерные модели формирования планет, составленные различными группами во всём мире, показывают, что от сотен до тысяч маленьких миров, в пределах от небольшой доли размера Плутона до (по меньшей мере) размера Земли — также формировались в процессе построения планет гигантов».

Сравнение орбит четырёх планет-гигантов (чёрные круги), Плутона и Ксены. Большая полуось орбиты Ксены, как кажется, не проходит через Солнце из-за искажения пропорций при проекции всех орбит в одну плоскость (иллюстрация с сайта gps.caltech.edu).

Где же это всё великолепие миров? Штерн пишет о подсказках, которые мы можем найти куда ближе, чем пояс Койпера, так богатый на сюрпризы.

Один такой ключ – это то, что спутник Плутона, Харон (его диаметр – примерно половина Плутона), кажется, сформирован гигантским ударом ещё одного тела, почти такого же размера, как Плутон.

«Что тут является самым важным, — поясняет Штерн, — дабы сделать такое столкновение более-менее вероятным, нужно, чтобы сотни или больше тел с диаметром в тысячу километров двигались по кругу в древней внешней Солнечной системе».

Второй ключ – обратная орбита Тритона, спутника Нептуна – верный признак гравитационного захвата.

Третий ключ – сильный наклон осей Урана и Нептуна – признак косого удара по ним тел, класса нескольких земных масс.

«Вычисления также показывают: чтобы иметь высокую вероятность таких столкновений, несколько дюжин таких крупных объектов должны были двигаться по кругу в областях Солнечной системы, занимаемых Ураном и Нептуном», – добавляет Штерн.

Так представление о чинной и аккуратной «конденсации» протопланетного облака в стройную систему с четырьмя внутренними скалистыми планетами, четырьмя газовыми гигантами – подальше от звезды, и как добавки — карлика Плутона («ошибка природы», нарушающая красивую схему) – тает, заменяется на картину бурной жизни десятков ранних планет со множеством их столкновений и сильных изменений орбит.

В поясе Койпера теперь обитают планеты, которым, в некотором роде, не повезло тогда.

Но лишённые такого сильного потока лучей от Солнца, в котором купаются планеты внутренней Солнечной системы, Квавар, Седна, Ксена и их многочисленные заиндевевшие соседи могут гордиться одним фактом – это именно они составляют большую часть планетной семьи Солнца, а не Меркурий, Венера и так далее – до несчастного Плутона, открытие которого, как теперь выясняется, было предвестником переворота наших представлений о собственном доме.

Древний Марс был опоясан ледяным кольцом на экваторе

9 сентября 2005

Европейский посадочный зонд боится провалиться в комету

8 сентября 2005

Найдено ещё одно доказательство активности Марса

7 сентября 2005

Открыты умирающие и возрождающиеся кольца Сатурна

6 сентября 2005

Ещё недавно на Марсе могли идти сильные снегопады

6 сентября 2005
  • Врэж Багратуни  25 февраля, 10:23
    Сумления классического происхождения образования планет.