Люди X синяками и шишками ускоряют взлёт частного космоса

Надувная Земля, Марс и макет космоплана – то, что начинается, вроде бы, несерьёзно, завершится вторым прорывом в космос – прорывом массовых туристов (фото gregjsmith с сайта flickr.com).

Пусть скептики сколько угодно иронизируют по поводу «первого блина». Падения и взрывы на первом (или лучше сказать «нулевом») кубке X PRIZE никого не обескуражили. Целая плеяда частных компаний планомерно идёт к своей мечте – массовой отправке туристов в космос.

С 6 по 9 октября 2005 года в аэропорту города Las Cruces (Нью-Мексико) состоялась «Выставка персонального космического полёта» (Personal Spaceflight Expo), часть того, что фонд X PRIZE назвал «Countdown to the X PRIZE CUP», то есть — обратным отсчётом к призовому кубку.

Напомним, соревнование X PRIZE CUP – это гонки частных суборбитальных аппаратов, которые должны сражаться за повторение прошлогоднего подвига ракетоплана SpaceShipOne и, конечно, за то, чтобы превзойти его показатели, поднявшись в космос ещё выше.

Кубок X PRIZE должен быть ежегодным, и первое такое соревнование было объявлено уже на этот год. Но многочисленные компании, ранее сражавшиеся за Ansari X PRIZE, и их техника — не готовы ещё к суборбитальным полётам. Сам же SpaceShipOne недавно занял почётное место в экспозиции Смитсонианского аэрокосмического музея (Smithsonian National Air and Space Museum).

Потому серию мероприятий, предваряющих настоящие космические гонки ближайшего будущего, и назвали обратным отсчётом. Фонд организовал кучу симпозиумов и конференций всех участников молодой отрасли – частной космонавтики.

На выставке побывало 20 тысяч человек (фото Dean Moser).

А своеобразным финалом стала выставка в Las Cruces, куда приехали многие компании, пытавшиеся некогда опередить SpaceShipOne, но вовсе не бросившие своё дело после его прошлогодней победы.

Символично, что выставка космической техники состоялась фактически на том самом месте, где вскоре должны построить Юго-Западный региональный космопорт (Southwest Regional Spaceport). Может пройти совсем немного времени, и отсюда действительно будут улетать за границу атмосферы космические пассажиры. Пусть первое время – «всего-то» по суборбитальным траекториям.

Наряду с Нью-Мексико другие штаты также подумывают о строительстве собственных космодромов. Будут ли они конкурировать? Не совсем. Скорее сотрудничать в продвижении новой отрасли космического туризма.

Представительница Федерального управления авиации США (Federal Aviation Administration) Пэтти Грейс Смит (Patti Grace Smith) сказала, что эти космодромы будут важны, они дополнят традиционные стартовые площадки, которые есть сейчас.

Полёты EZ Rocket неизменно привлекали внимание тысяч посетителей Personal Spaceflight Expo (фото X PRIZE CUP).

Но новые космодромы будут больше похожи на современные аэропорты. И в будущем между такими точками вполне возможна организация пассажирских суборбитальных перелётов.

Но это – будущее. А что привлекло внимание 20 тысяч зрителей на этот раз? Многочисленные макеты и реальные космические капсулы, суборбитальные ракеты, ракетные двигатели и прочая техника – всё, что уже испытывается молодыми, но очень амбициозными частными компаниями.

Как и было обещано, звездой выставки стал ракетный самолёт EZ Rocket компании Xcor Aerospace.

Макет суборбитальной ракеты, проектируемой Canadian Arrow (фото Sun-News/Norm Dettlaff).

Его полёты рекламировали новоиспечённую «Лигу ракетных гонок» (Rocket Racing League), о которой мы подробно рассказывали.

За штурвалом EZ Rocket находился бывший астронавт и пилот шаттла Рик Сирфосс (Rick Searfoss). К слову, астронавты и представители «большой» космической отрасли США, как и представители NASA, проявили к выставке искренний интерес.

И ещё о NASA. Агентство всерьёз рассчитывает на творческий потенциал меленьких частных компаний, чтобы двигаться дальше в освоении космоса. На выставке в Нью-Мексико Брент Спонберг (Brant Sponberg), менеджер программы «Вызовы столетия» (Centennial Challenges), объявил о том, что агентство заключает партнёрский союз с фондом X PRIZE для проведения шестого и седьмого конкурсов в рамках этой программы.

Напомним, «Вызовы» от NASA насчитывают уже пять конкурсов (подробности — здесь, здесь, здесь и здесь).

Одно новое соревнование поощряло бы развитие суборбитальной ракеты многократного использования, которая могла бы нести полезный груз к достаточно большим высотам, чтобы пригодиться в космических исследовательских проектах.

Взрыв Churchill Mk2 (фото Dean Moser).

Правила и награды будут определены позже. Но, по словам Спонберга, необходимая высота суборбитального прыжка, видимо, составит от 300 до 1 тысячи километров, с грузом до нескольких сотен килограммов.

Седьмой конкурс — это также соревнование суборбитальных аппаратов, но с такими параметрами, что, если бы они оказались на Луне, то могли бы мягко сесть там и потом взлететь на окололунную орбиту. Фактически эта техника должна проложить дорогу реальному лунному посадочному аппарату.

Эти ракеты должны быть способны взлетать и также вертикально приземляться. И развивать в полёте определённую скорость (от 6 до 8 скоростей звука), показывая свои энергетические возможности.

Прототип космоплана от Rocketplane (фото SG-Spin с сайта flickr.com).

Но вернёмся ко дню сегодняшнему. Знаменитый создатель игры Doom Джон Кармак (John Carmack), и его компания Armadillo Aerospace привезла в Las Cruces уже действующего "Чёрного броненосца" (Black Armadillo), который в будущем должен катать туристов на 100-километровую высоту.

И этот аппарат действительно летал. Правда, как в анекдоте, «низэнько-низэнько».

Black Armadillo взлетел вертикально, парил на кончике своего огненного «хвоста» на высоте 6 метров несколько секунд, а потом опустился вниз. Увы, при касании земли машина опрокинулась, получив очень незначительные повреждения, однако, перечеркнувшие планы его дальнейших полётов в этот день. В случившемся происшествии тут же обвинили мокрую и скользкую грязь на площадке – накануне здесь шёл сильный дождь.

Неудача постигла ещё одну компанию. Британская Starchaser Industries, о космических проектах которой мы подробно рассказывали, и которая недавно переместила свою деятельность в США, непосредственно в Las Cruces, показала в действии свой ракетный двигатель Churchill Mk2.

Может именно эти посетители когда-нибудь воспользуются капсулой Thunderstar? (фото SG-Spin с сайта flickr.com).

Увы, агрегат, рассчитанный на многократные запуски и отлично проработавший на стенде восемь раз, на глазах у публики взорвался вскоре после запуска.

Это, впрочем, не уменьшило интерес посетителей к работе компании. В частности, настоящие очереди выстраивались на статической экспозиции к трёхместной суборбитальной капсуле Thunderstar, построенной Starchaser.

Стив Беннетт (Steve Bennett), лидер этой компании, нисколько не был обескуражен аварией двигателя. Неудачи закономерны на пути создания новой техники. Беннетт даже пошутил про взрыв, что, мол, мы же хотели устроить для зрителей большой финальный фейерверк на этом празднике.

«Есть много людей, которые не верят в частную космическую отрасль и маленькие компании, — говорит Стив, — Они думают, что только NASA или „мировое правительство“ способно на такие вещи. Но мы показываем своим примером – и вы можете это сделать. Массовые частные космические полёты – не за горами».

Ракет на шоу хватало. Пусть пока ещё — не летающих (фото SG-Spin с сайта flickr.com).

Джон Кармак, кстати, придерживается сходной философии. Он говорит, что нужно не теоретизировать, а действовать. Строить как можно больше прототипов, испытывать их и «набивать шишки», чтобы совершенствовать свою технику.

К тому же готовы и другие компании, которые показали свои машины (или макеты) в статической экспозиции: Masten Space Systems, Rocketplane, Da Vinci Project, Canadian Arrow, Transformational Space и многие другие.

Их «железки», привезённые в Las Cruces, продемонстрировали, что взлёт SpaceShipOne — не одиночное и курьёзное достижение, но предвестник больших перемен.

Корабль от команды Golden Palace.com da Vinci Project похож на атомную бомбу (фото gregjsmith с сайта flickr.com).

Основатель и руководитель фонда X PRIZE Питер Диамандис (Peter Diamandis) высказался по этому поводу так:

«В мае 1961 года президент Кеннеди сказал: „Я полагаю, что наша нация должна посвятить себя достижению цели – к концу этого десятилетия высадить человека на Луне и благополучно вернуть его на Землю“, а ведь в этот момент Америка даже ещё не запустила человека на орбиту. Мы не имели никакого права бросать тот вызов, но мы сделали это, и мы высадились на Луне. Это был риск.

Мистер Диамандис назвал экспонентов своей выставки «Райтами» и «Линдбергами» XXI века (фото X PRIZE CUP).

Как исследователи и как американцы мы должны рискнуть теперь в том, что, мы верим, является стоящим и существенным. Мы должны это сделать ради себя и будущих поколений.

В то время, когда люди рискуют своими жизнями в прыжках с мостов на бэнджи („тарзанке“) или при восхождении на вершины, это кажется несколько мелким, в сравнении с риском, связанным с исследованием космоса.

Если кубок X PRIZE говорит что-то людям, то говорит: Идите! Идите смело, куда ведут вас ваши мечты. Да, опасаясь. Да, боясь неизвестного. Но только идите!».

А в заключение Диамандис вспомнил слова Маргарет Мид (Margaret Meade): «Никогда не сомневайтесь в способности маленькой группы людей, посвятивших себя некоему делу, изменить мир. Фактически, так всегда и происходят большие перемены».



Надувной аппарат успешно спустился из космоса и пропал

7 октября 2005

У исследователя астероида отказал ещё один узел

7 октября 2005

NASA нашло подозреваемых в деле об опасной пене

6 октября 2005

Астрономы заглушили свет трёх звёзд

5 октября 2005

Полёт туриста поднял вопрос о будущем американцев на МКС

3 октября 2005