Рыбу данио используют для исследований рака

Полосатый данио.

Взоры учёных вновь обращаются к полосатому данио (Brachydanio rerio, zebrafish). Только если раньше его собирались использовать в качестве индикатора степени загрязнённости воды (подробнее об этом — здесь, то теперь речь идёт о лечении раковых заболеваний.

Дело в том, что геном этой рыбы насчитывает около 30 тысяч генов, то есть примерно столько же, сколько и у человека. Как выясняется, многие из этих генов функционируют точно таким же образом, как и у людей.

Команда американских исследователей стимулировали у этой рыбы развитие острой лимфобластической лейкемии с целью выяснить, какие гены ускоряют или замедляют распространение этой болезни.

Учёные соединили ген Myc, который играет важную роль в развитии лейкемии и лимфомы у человека, с геном рыбы, действующим исключительно в лимфоидных клетках — тех самых, которые поражаются лейкемией.

Затем к ним добавили третий ген, который заставлял больные клетки светиться зелёным при флуоресцентном освещении.

Эту комбинацию из трёх генов ввели в эмбрионы рыб данио. Таким образом, впоследствии болезнетворные гены оказались в каждой клетке организма.

Лейкемия началась у всех рыб, которым вводили ген Myc.

Создание рыб данио, генетически запрограммированных на заболевание лейкемией, позволит исследователям выявить сотни генов, которые, в мутировавшей форме, влияют на развитие болезни. Myc, как нетрудно понять, — не единственный, кто задействован в этом.

Небритые мужчины чаще болеют и умирают