У мышей обнаружен второй нос

Для феромонов у мышей есть специальный орган.

«Мы нашли в мозге „чёрный ящик“. Это целая химическая вселенная», — сообщил исследователь Лоуренс Кац (Lawrence Katz) из университета Дюка (Duke University).

Кац и его коллеги изучили нервные клетки в области мозга мышей, отвечающей за выработку феромонов — биологически активных веществ, выделяемых животными в окружающую среду и специфически влияющих на поведение, физиологическое и эмоциональное состояние.

Учёные выяснили, что мыши при взаимодействии друг с другом используют «второй нос», отвечающий за восприятие феромонов. Его назвали вомероназальным органом (vomeronasal organ) — это очень маленькая трубчатая структура, подобная языку, расположенная в основании обычного носа.

Оказалось, что при помощи этого органа мыши, в том числе, выбирают себе партнёра для спаривания.

Исследователи внедрили электроды в мозг мыши и при помощи технологии оптического отображения (optical imaging) сделали запись активности нейронов, реагирующих на различные феромоны. Это позволило им получить картинку того, как вомероназальный орган стимулируется специфическим ароматом.

Затем в клетку с «подключенной» мышью поместили другую мышь, находящуюся под лёгкой анестезией, чтобы первая мышь могла подобраться поближе для обнюхивания. Как только это произошло, вомероназальный орган и включился.

«Феромоны очень важны для жизни на нашей планете, — сообщил Кац. — Они играют ключевую роль в спаривании, а значит исследования в этой области могут помочь в сохранении видов животных, находящихся под угрозой исчезновения».

Головный розыск — поиск преступника по отпечаткам пальцев мозга