Скорость света замедлили до 57 м/с

Рубиновые кристаллы позволяют замедлить свет и при комнатной температуре (фото с сайта Nature).

Нью-Йоркским исследователям удалось замедлить скорость света до скорости «пассажирского поезда» при комнатной температуре — с помощью кристалла рубина.

Роберт Бойд (Robert Boyd) и его коллеги по университету Рочестера (University of Rochester) добились того, что свет в вакууме двигался со скоростью всего 57 метров в секунду. Для этого, с помощью лазера, они сделали кристалл рубина прозрачным для света только в очень узком диапазоне длин волн. Эта техника именуется «прожиганием спектрального отверстия».

Науке известно уже несколько способов замедлить движение света, но только во всяких «экзотических» газах и при очень низких температурах.

Как пишет Nature на практике замедление света будет использоваться в сфере компьютерных технологий и телекоммуникаций. Инженеры смогут замедлять или вовсе останавливать импульсы света для синхронизации или хранения данных.

Скорость 57 м/с не означает, что каждый фотон движется с такой скоростью. Это средняя скорость группы фотонов в импульсе света. Данная величина называется групповой быстротой импульса. И вот эта величина привлекает всё больше внимания физиков: три года назад обнаружилось, что групповая быстрота (group velocity) может быть выше скорости света в вакууме.

Лазер инспектирует удалённые объекты