Царство Небесное: летательный аппарат SoloTrek умер в нищете

Судя по всему, декабрьские испытания SoloTrek’а, завершившиеся аварией, были последними (фото Trek Aerospace).

Ну, вот и всё. Снимите шляпы перед летательным аппаратом SoloTrek XFV. И дело не в восхищении, уважении или признательности. Просто вышло так, что нам довелось пережить и рождение, и смерть этого проекта. Похороны Trek Aerospace и её детища назначены на январь 2003 года.

Почитаешь последний зимний пресс-релиз Year 2002 — Winter в исполнении главы компании Майкла Мошье (Michael W. Moshier) и прямо плакать хочется. Одно начало чего стоит: «Конец года. Конец эпохи. Конец SoloTrek XFV??? Да, это правда».

Причина? Отсутствие денег, конечно. Сколько было — все закончились.

Познакомимся же с лебединой песней руководителя Trek Aerospace.

«Семь лет назад идея SoloTrek’а родилась на салфетке в Силиконовой долине, — вспоминает Мошье. — 18 декабря 2001 года SoloTrek совершил свой первый полёт.

Хотя он поднялся всего на 60 см, а продолжительность рейса была лишь 19 секунд, аппарат, тем не менее, показал, что может оторваться от земли и управляться в висячем полёте».

Единственное, чего Майкл Мошье боялся с самого начала — это нехватка денег.

Напомним, откуда были деньги и сколько. В декабре 2000 года научно исследовательское агентство Пентагона DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) согласилось финансировать компанию, которая тогда ещё называлась Millennium Jet.

Стороны договорились, что в трёхлетнее развитие SoloTrek’а будет вложено 5 миллионов 100 тысяч долларов, а компания Мошье должна ежеквартально отчитываться о проделанной работе.

«В течение первых 18 месяцев менеджер DARPA работал с нами бок о бок и поддерживал нас. Но после того, как он уволился из агентства, интерес DARPA к нашему проекту стал заметно угасать, — сокрушается глава Trek Aerospace. — И это притом, что мы полностью и вовремя (а то и раньше срока) отчитались за восемь из двенадцати этапов.

Итоги девятого этапа должны были подвести 20 декабря 2002 года. После успешных испытательных полётов SoloTrek’а 16-го и 17-го декабря мы проинформировали DARPA, что львиную долю работы сделали вовремя, но из-за праздников и ненастной погоды не можем завершить этап до 25 января 2003 года».

Вот она — самая большая высота SoloTrek’а (фото Trek Aerospace).

Казалось бы — ого, очередные испытания прошли успешно, но выясняется — не совсем: «Мы считаем, что авария аппарата была прямым следствием неимоверной спешки, возникшей из-за необходимости успеть всё сделать в срок.

В итоге, мы были вынуждены испытывать SoloTrek в далёких от совершенства погодных условиях — шёл дождь.

Именно из-за дождя размякли верёвки привязи подвешивающей машину системы, что привело к их попаданию в туннельные вентиляторы.

Если бы погода была хорошей, инцидент бы не произошёл. Заметьте, что сам аппарат показал себя безупречно!»

Далее Мошье с сожалением констатирует, что DARPA было единственным источником финансирования.

Хотя Trek Aerospace и предпринимала отчаянные попытки найти инвесторов до того момента, как деньги агентства кончатся, найти таких благодетелей не получилось.

Теперь команда Trek Aerospace будет искать себе другую работу (фото с сайта solotrek.com).

DARPA же финансирование продолжать не хочет, так что Trek Aerospace приняла трудное решение с 31 декабря 2002 года прекратить выплачивать зарплату сотрудникам и заняться ликвидацией компании:

«Если рыцарь на белом коне обнаружится в пределах следующего месяца, возможно, мы сможем перегруппировываться и пойти вперёд.

Иначе — к концу января, когда мы потеряем наш арендный договор, а команда разработчиков разбежится, никаких шансов на возвращение не останется.

По иронии судьбы, программа должна умереть именно в тот момент, когда мы успешно продемонстрировали жизнеспособность технологии. Меня часто спрашивали, есть ли непреодолимые технические проблемы.

Моим любимым ответом всегда было: все технические проблемы были и остаются разрешимыми.

А предполагалось, что SoloTrek поднимет в воздух солдат армии США… (фото Trek Aerospace).

Потенциальная проблема, которая всегда пугала меня — финансовая.

Наша внутрикорпоративная шутка (для потенциальных инвесторов) звучала так: если вам нравится то, что мы сделали с таким ничтожным количеством долларов, дайте нам надлежащее финансирование, и вы увидите, на что мы по-настоящему способны!

Я очень горжусь тем, как далеко мы зашли с таким небольшим количеством денег. Мы сделали то, что многие считали невозможным.

Мы спроектировали, разработали, изготовили и испытали первый в мире персональный летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой.

Для испытаний летательного аппарата привлекалась и такая подъёмная машина. Не слишком-то это помогло (фото Trek Aerospace).

Трое пилотов налетали около 78 часов на двух SoloTrek’ах, построенных на данный момент.

Повреждённый аппарат можно восстановить — дайте время и деньги.

Проблема в том, что нет ни того, ни другого».

В заключение речи Майкл Мошье благодарит всех девятерых сотрудников компании, которые работали за мизерную зарплату, не зная выходных и праздников.

Trek Aerospace также говорит спасибо всем энтузиастам и акционерам, отмечая, что «совместные усилия дали экстраординарные, исторические результаты.

Каждому, кто сыграл роль в превращении SoloTrek’а в реальность — Thank You!»



Корпорация Boeing представила новый самолёт-"невидимку"

22 октября 2002

Создатель летающего автомобиля Skycar рассказал новости

18 октября 2002

Как однофамильцы русского эмигранта подняли Америку в воздух

2 октября 2002

В США испытывают «марсианский» летательный аппарат

24 сентября 2002

Заокеанский «Пеликан» заклюёт украинскую «Мечту»?

13 сентября 2002