Фотообъектив из магазина поймал на мушку планету чужого солнца

Так в представлении художника планета-гигант XO-1b проходит перед диском солнцеподобной звезды XO-1 (иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon/STScI).

Вы полагаете, что поиск планет вне Солнечной системы всегда требует многометровых телескопов и оборудования на миллионы долларов? Команда профессиональных астрономов доказала, что найти такую планету можно при помощи телеобъектива от фотоаппарата и другой техники из обычного магазина, на сумму всего в $60 тысяч.

Три года работы и десятки тысяч просмотренных звёзд потребовались для этого доказательства. Но вот настал час триумфа: Питер Маккаллоу (Peter McCullough) из балтиморского научного института космического телескопа (Space Telescope Science Institute), лидер необычного проекта под названием XO Project, объявил об открытии планеты размером с Юпитер у звезды класса Солнца, лежащей в 600 световых годах от Земли в созвездии Северная корона.

Планета названа XO-1b, а её солнце — XO-1.

Самое удивительное здесь заключается не в новой экстрасолнечной планете (их число уже превысило 180, и большинство из них — газовые гиганты), а в оборудовании. Специальный телескоп-искатель планет был собран командой Маккаллоу из общедоступных магазинных компонентов. Добавив кое-какие элементы от себя, авторы проекта поставили свою машину для поиска планет на вершине вулкана Халеакала на Гавайях, на высоте 3054 метра над уровнем моря.

Телескоп этот, названный XO Mark I, — бинокулярный. Он составлен из пары фотообъективов «телевиков» Canon EF200, с фокусным расстоянием 200 миллиметров и светосилой 1,8.

Вот с помощью такого «бинокля», который, не считая автоматизированной платформы для поворота, почти помещается на ладони, американские учёные сумели найти «Юпитер» у другой звезды (фото XO Project).

Объективы направляют свет на пару светочувствительных матриц-ПЗС марки Apogee Ap8p. Разрешение матриц не самое большое, между прочим — 1024 х 1024 точек. А общее разрешение телескопа составило 25,4 секунды дуги на пиксель.

Но разрешение само по себе здесь большой роли не играло. Гораздо важнее была хорошая чувствительность матриц и умная программа, способная выявлять тончайшие колебания в яркости наблюдаемого объекта, провожая взглядом тысячи и тысячи звёзд.

Да, планета-гигант была найдена по элементарному затмению своей родительской звезды — то есть, её нашли по транзиту.

Команда XO Project обнаружила планету, заметив небольшие регулярные падения в яркости звезды. Свет от неё падал приблизительно на 2%, когда планета XO-1b проходила перед диском своего солнца. Наблюдение также показало, что эта планета обращается вокруг XO-1 за 4 дня.

Несмотря на обилие уже открытых экстрасолнечных планет, XO-1b — только лишь десятая планета вне нашей системы, обнаруженная с использованием метода транзита. И это — всего вторая планета, найденная при помощи небольшого серийного телеобъектива, предназначенного для фото- и видеотехники. Первая такая планета, названная TrES-1, была открыта в 2004 году.

Аппаратура команды Маккаллоу «заприметила» XO-1 в июне 2005-го. Авторы проекта тут же выдали информацию нескольким астрономам-любителям, которые подтвердили факт транзита планеты.

Чтобы окончательно подтвердить открытие и убедиться, что это — действительно планета, Маккаллоу обратился к коллегам из техасской обсерватории Макдоналд (McDonald Observatory), которые направили на указанную Маккаллоу звезду большой телескоп и измерили колебания лучевой скорости звезды, вызванные вращением планеты.

Данное измерение позволило узнать и массу XO-1b: приблизительно 0,9 массы Юпитера.

Это подтверждение команда Маккалоу получила в феврале нынешнего года, а теперь был обнародован анализ этого открытия.

Своё достижение Питер Маккаллоу сравнил с попыткой дистилляции золота из морской воды. Едва ли авторы проекта смогли бы вручную просмотреть все те десятки тысяч звёзд, которые были внесены в первоначальный список кандидатов.

Но они положились на хитроумную программу, составленную ими самими, которая, во-первых, управляла электромоторами, вращавшими телескоп и направлявшими его каждую ночь на нужные объекты, прослеживая каждый из них в течение некоторого времени, а во-вторых — записывала малейшие колебания в яркости, в поисках регулярно повторяющихся коротких «провалов».

Тут нужно добавить, что монтировка телескопа, как и другие компоненты (типа светофильтров), были также покупные. Только софт понадобился оригинальный, именно на его разработку ушло весьма много средств, свыше тех самых $60 тысяч. Последователям же проекта XO «изобретать велосипед» уже не потребуется.

Обсерватория на Халеакала, где смонтировали необычный телескоп, принадлежит университету Гавайев, его сотрудники также участвуют в проекте (фото XO Project).

Маккаллоу особо отмечает, что проект XO даёт тысячам астрономов-любителей сигнал, что они вполне могут подключиться к профессионалам в поисках экстрасолнечных планет. Причём, используя множество копий XO Mark I, любители могли бы многократно ускорить такой поиск.

Более того, лидер американской команды отмечает, что при помощи этого метода можно поймать и менее крупные планеты.

Хотя они едва ли отразятся на яркости родительской звезды даже при транзите, зато они могут влиять на обращение своих соседей — планет-гигантов. И уже их отклонения в транзитах вполне можно выявить фотометрическим методом.

Даже в системе XO-1, в принципе, могут существовать планеты размером с Землю, — полагает лидер XO. Так что эта звезда ещё будет привлекать внимание астрономов, как профессионалов, так и любителей.

Так что если у вас есть $60 тысяч, вы можете обратиться к Маккаллоу за советом и вперёд — на поиски других миров. Разве названная сумма — это большая цена за возможность самому стать первооткрывателем планеты, обращающейся вокруг далёкого солнца?

Найдена близкая во всех смыслах солнечная система