Трава у дома останавливает свой рост по приказу генетиков

И в руках учёного, и сбоку от него – растения одного и того же вида, причём все – взрослые. Однако показанный стрелкой образец генетически уменьшен в десять раз (кадр с сайта sciencentral.com).

Генные инженеры в очередной раз удивили человечество. Точнее, даже порадовали. Они придумали траву для газонов, которая вырастает до очень небольшой высоты, причём высоты — выбранной человеком по желанию. И не растёт дальше. Уставшие от ежедневного ухода за лужайками домовладельцы могут выбрасывать свои газонокосилки.

Никаких буйных зарослей, никакого «произвола». Патентованный опрятный вид гарантируется генной инженерией. Читали об этом в фантастических романах? Вот, получите, распишитесь. И пусть семена с такой травой ещё не поступили в продажу, но учёные говорят, что нет больше никаких препятствий, почему бы не начать выпуск растений с запрограммированным людьми ростом.

Когда это будет сделано, любой желающий сможет посеять газон, перед домом ли, или на поле для гольфа, который вырастет строго до предписанной высоты и затем – остановится.

Эта трава ещё не знает, когда ей нужно прекратить расти, однако, в будущем ей это объяснят (кадр с сайта sciencentral.com).

Джоанн Чори (Joanne Chory) из медицинского института Говарда Хьюза (Howard Hughes Medical Institute) и её научная группа — специалисты из института биологических исследований Салька (Salk Institute) — думали далеко не о газонах перед особняками, а больше, к примеру, об урожайности сельскохозяйственных культур.

Но именно эти американские биологи открыли путь к созданию зелёного газона, который никогда не будет нуждаться в кошении.

Авторы новой работы детально разобрали всю сигнальную цепочку из гормонов, управляющих ростом растений. Эти гормоны называются брассиностероиды (brassinosteroid). Когда они вступают в действие – запускается целый каскад сигналов, активирующих сотни генов – и растение начинает расти.

Джоан Чори и один из её коллег изучают модифицированные растения с подправленным ростом (фото с сайта sciencentral.com).

Разрушение же этой сигнальной цепочки превращает любой вид растения в карликовый. А, напротив, усиление её, потенциально может привести к более урожайным видам, к примеру, зерновых (на этой странице можно найти видеоролик-интервью с исследователями).

Важно отметить, что разрушение данной цепочки делает мужское растение бесплодным, то есть, оно не может производить пыльцу.

Чори говорит, что она и её коллеги экспериментально обнаружили все вышеназванные эффекты на всех подопытных растениях, в которых блокировали брассиностероиды (статья Чори об этом исследовании была опубликована в Nature).

Интересно, что уменьшенные растения во всём подобны нормальным, даже число их листьев – сходно. А вот их маленький рост обусловлен тем, что в растении меньше сами клетки. То есть, придуманная Чори модификация подавляет не деление клеток, а рост каждой из них (фото с сайта sciencentral.com).

Авторы исследования проанализировали действие генов, отвечающих за эти гормоны, и показали ряд способов, которыми можно создать генетически изменённое растение (в том числе, и ту самую траву для газонов), которое остановит свой рост на очень небольшой и произвольно выбранной генными инженерами величине.

В частности, Чори утверждает, что в растении можно заменить критические для данного вопроса гены на их нефункционирующие мутантные версии. Или, к примеру, можно увеличить действие гена для фермента, который деактивирует нужный стероид.

При этом высоту взрослого растения можно изменить, против естественного его вида, в десять и более раз.

Карликовая трава – это только начало. В планах у учёных – масса видов растений (фото с сайта sciencentral.com).

Учёные отметили, что такое можно проделать практически с любым растением. А это открывает огромные возможности по созданию не только генмодифицированных лужаек, отправляющих газонокосильщиков на биржу труда, но и компактных деревьев для тесных городов или сверхвысоких колосьев пшеницы. Таким же образом можно повысить урожай риса.

Будущим владельцам не нуждающихся в кошении лужаек также понравится, что карликовая трава потребляет меньше воды, меньше удобрений и остаётся дольше зелёной. Последнее обстоятельство объясняется тем, что разрушение цепочки брассиностероидов затрагивает и процессы старения.

Разумеется, научное исследование – это далеко не коммерческая технология. К тому же, компании, которые возьмутся за внедрение этого принципа, должны будут пройти со своими зелёными подопечными массу инстанций, прежде, чем будет разрешено «выпустить» такие растения в природу. И это несмотря на то, что растения с изменённой генетическими методами высотой — бесплодны и не могут «произвольно» распространяться.

И всё же похоже на то, что для профессии косильщика лужаек прозвенел последний звонок.

Человеческие мутации будут каталогизированы