Неправильный кит из прошлого рушит теории хищным оскалом

Череп Janjucetus hunderi, неожиданно появившегося среди других китообразных и заставившего биологов срочно искать ему место (фото R Start/Museum Victoria).

Повезло австралийским учёным. Один тинэйджер в конце 1990-х случайно обнаружил какие-то кости, торчавшие из береговой гальки. Он легко достал их оттуда и забрал домой. Прошло шесть лет, и он надумал показать находку знающим людям. После беглого осмотра специалисты сразу поняли: им попалось нечто неожиданное.

«Не закончив и половины обследования, я понял — это нечто феноменальное», — рассказывает Эрик Фицджеральд (Erich M. G. Fitzgerald), аспирант австралийского университета Монаш (Monash University).

Он обнаружил некоторые особенности лицевой области и основания черепа, свидетельствующие о том, что останки должны принадлежать животному наподобие современных усатых китов – группе млекопитающих, к которой относятся, например, современные синие киты.

Реконструкция черепа Janjucetus hunderi. На первый взгляд, трудно назвать это животное китообразным, в особенности из-за громадных глаз (фото с сайта AFP/William West).

Усатыми или беззубыми китам (Mysticeti) называют представителей одного из подотрядов отряда китообразных. Это наименование они получили из-за так называемого китового уса – роговых пластин – неразвитых зубов. С помощью густой решётки из такого уса киты отфильтровывают из воды мелких рачков и планктон, чем и питаются. В длину эти млекопитающие достигают тридцати метров.

Но вот незадача: как высказался Фицджеральд, «это странный усатый кит, который даже и не был усатым». Проще говоря, по многим признакам это китообразное из подотряда беззубых китов. Однако череп найденного кита был очень даже зубастым.

Животное охотилось на добычу, необыкновенно крупную для современных усатых китов, — говорит Фицджеральд. – Оно хватало ртом своих жертв и просто потрошило их".

До недавнего времени художники изображали древних зубатых китов именно так. Однако выяснилось, что не все они были такими крупными (иллюстрация Brian Choo/Museum of Victoria).

"Другой несколько необычный момент – глаза, просто гигантские по сравнению с размером всего тела, по величине примерно такие же, как и у современных китов (но куда более крупных).

«Назначение» таких размеров глаз – чтобы лучше видеть (прямо как в той сказке) – в этом нет ничего особенного. Но и отсюда можно сделать вывод о том, что зрение было приоритетным способом ориентации в пространстве по сравнению с природным «сонаром» кита.

Останки современного зубатого кита Balaenoptera musculus, обнаруженного в 1867 году почти на том же месте. Длина этого монстра 27,5 метров. А вот, оказывается, монстр вовсе и не он (фото Museum Victoria).

«Этот животное будто бы прилетело из космоса, оно совершенно фантастическое, — так Фицджеральд оценивает открытие. — Внешним видом оно напоминает, скорее, не кита, а морского леопарда».

Судя по всему, кит этот существовал в периоде от 25 до 9 миллионов лет назад. Он представляет собой какую-то тупиковую ветвь эволюции.

Однако, исходя из характеристик ископаемого животного – формы, размеров – разместить его на какой-либо ветви эволюционного дерева вообще довольно проблематично.

Место Janjucetus hunderi на эволюционном дереве китообразных (иллюстрация Erich M. G. Fitzgerald).

С одной стороны, он был размером всего 3,5 метра, а череп всего 50 сантиметров – эти характеристики примерно такие же, как и у современного бутылконосого дельфина. И это притом, что самые маленькие, прямо-таки крошечные теперешние киты никак не меньше семи метров в длину.

«Это что-то абсолютно новое. Животное принадлежит семейству, доселе неизвестному науке и крайне малочисленному», — не перестаёт удивляться учёный.

А — реконструкция черепа Janjucetus hunderi в сравнении с черепами некоторых водных млекопитающих: Б – морского леопарда Hydrurga leptonyx и В – тюленя крабоеда Lobodon carcinophagus (иллюстрация Erich M. G. Fitzgerald).

Речь о группе зубастых китов, очень маленьких, но опасных хищников. Это семейство Фицджеральд решил назвать Janjucetus hunderi — в честь места, где были найдены останки (Jan Juc Beach) и того самого подростка Стаумна Хандера (Staumn Hunder), обнаружившего их.

«То, что мы так неожиданно получили, многое рассказывает о ранней эволюции китов, — утверждает Фицжеральд. — Эта находка свидетельствует о том, что в древности киты были загадочными существами, совсем не похожими на своих родственников, живших последние 20 миллионов лет».

И – самое неожиданное – активное хищническое поведение. Фицджеральд уверен: «Это был тираннозавр Рекс австралийского побережья», – ни больше, ни меньше.

В общем, очередь зловещих палеонтологических находок из Австралии не иссякает.

Все мы помним, как совсем недавно откопали хищных умооназавров.

После — кенгуру-убийц и уток-демонов.

Теперь — Janjucetus hunderi.

Следующий!