Ужасная птица глотала лошадок в один присест

Птицы-террористы были хозяевами целого континента десятки миллионов лет. Мелкое копытное они могли проглотить, что называется, «не жуя» (иллюстрация с сайта harve9.tripod.com).

Невероятно огромный череп птицы (и ряд других костей того же животного) был найден неким студентом в местечке Комалло (Comallo, Аргентина) три года назад. Теперь учёные установили, что это останки нового вида плотоядной «ужасной птицы» (Terror Bird), самой крупной из ранее известных и принадлежащей к семейству Phorusrhacidae.

Данное семейство состоит из нескольких подсемейств, родов и множества видов страшных созданий, которые насчитывали (как думали учёные до настоящего времени) от 0,6 до 2,5 метров в высоту. Эти нелетающие птицы были господствующими хищниками Южной Америки в период с 62 по 2,5 миллиона лет назад.

Анализом находки занялись Луис Чиаппе (Luis M. Chiappe), директор института динозавров музея естествознания округа Лос-Анджелес (Natural History Museum of Los Angeles County) и его коллега Сара Бертелли (Sara Bertelli). Результаты своего исследования американские учёные опубликовали на днях в журнале Nature.

Итак, кости, найденные в Аргентине, — это останки самой крупной и самой сильной птицы. Её череп имеет длину около метра — то есть по размерам голова существа сопоставима с головой современной лошади, а то и больше! Длина клюва — 46 сантиметров, а по форме он напоминал клюв орла.

Тот самый череп птицы-рекордсмена. Справа, для сравнения — череп современного калифорнийского кондора (фото S. Bertelli).

Эта новая птица (название виду ещё не присвоено) была трёхметровой высоты и являлась, без сомнения, самым опасным хищником Южной Америки кайнозойского периода. А найденные кости, как показал анализ, имеют возраст 15 миллионов лет.

Точно неизвестно, как именно ловили свою добычу эти создания, но единственный удар такого массивного черепа, увенчанного столь мощным клювом, «убил бы любое животное немедленно», как говорит мистер Чиаппе. При этом птица могла, не раскусывая, одним-единственным движением проглотить зверя размером с крупную собаку.

Также пока неясно, охотились ли эти гиганты на своих жертв группами или поодиночке.

Едва ли какое южноамериканское животное кайнозоя могло избежать клюва этой суперптицы (иллюстрация Stephanie Abramowicz).

Поскольку численность самых крупных видов «ужасных птиц» заметно уступала поголовью их более мелких сородичей, палеонтологам попадалось намного больше окаменелостей Phorusrhacidae, взрослые особи которых достигали высоты всего лишь 0,6-0,9 метра.

Останки же самых крупных видов «ужасных птиц» не только редки, но и неполны. И потому их конечности учёные восстанавливали мысленно — путём масштабирования костей мелких представителей этого же семейства.

Сравнение вновь открытого монстра и человека (иллюстрация Stephanie Abramowicz).

Именно поэтому до сих пор крупные доисторические «террористы» выходили по реконструкции специалистов слишком медлительными и неуклюжими.

А вот в новой находке, помимо черепа, присутствовали и некоторые кости ног, что позволило провести анализ скорости и ловкости существа. И оказалось, что новая разновидность «ужасной птицы» мало того, что была самой внушительной птицей, но при этом — очень быстрой, ловкой и свирепой.

Авторы исследования вычислили, что по скорости она была сопоставима с южноамериканским страусом (Rhea americana), хотя и не дотягивала до показателей африканского страуса (Struthio camelus). Последний, к слову, разгоняется до 70 километров в час. От такой птички не очень-то побегаешь.

Из этого авторы новой работы сделали вывод, что распространённое представление об обратной зависимости между размерами древних нелетающих птиц и их проворством ошибочно.

Череп одной из найденных ранее «ужасных птиц», несколько уступающий по размеру «новичку» (фото с сайта harve9.tripod.com).

«Она не походила на крокодила, — говорит Чиаппе о новой птице, имея в виду охотничьи навыки и темперамент. — Она была теплокровной, огромной и очень активной птицей».

Видимо, разучившись летать в ходе эволюции, эти создания направили свои силы на то, чтобы стать самыми крупными животными континента для своего времени. И это наследникам динозавров блестяще удалось.

Надо заметить, что в Южной Америке тогда существовали и другие хищники, млекопитающие, например. Но они были сопоставимы по размерам с собакой и не могли соревноваться с «птицей-террористкой» в скорости.

Странная для нас картина: птичка глотает маленькую лошадку. Но когда-то было и так (иллюстрация с сайта harve9.tripod.com).

Палеонтолог Джон Флинн (John Flynn) из американского музея естествознания (American Museum of Natural History) отмечает интересное сходство в пропорциях частей тела и в способе охоты у данных суперптиц и… тираннозавров (Tyrannosaurus Rex). Та же гигантская голова, длинные ноги, мало для чего пригодные небольшие передние конечности.

Это говорит, конечно, не о близком родстве «ужасного ящера» с «ужасной птицей», но о сходных путях приспособления к одинаковому способу охоты и питания в ходе эволюции этих пожирателей мяса на протяжении миллионов лет.

Можно сказать, что самые крупные представители птиц семейства Phorusrhacidae были королевскими тираннозаврами кайнозоя. Представьте, какой ужас наводили эти создания на других животных южноамериканских равнин, взирая на них с высоты своего 3-метрового роста.

Найдена самая древняя сложная органика

26 октября 2006

Динозавров погубил Шива

25 октября 2006

Голодные птицы вынуждают крабов менять цвет

24 октября 2006

Найдены останки рыбы-предшественницы сухопутных животных

20 октября 2006

Плавники ихтиозавров были приспособлены для высоких скоростей

18 октября 2006
  • Антон Брандт  25 ноября, 05:27
    "Гигантская птица была «спокойным травоядным»

Группа исследователей из Университета Западного Вашингтона изучала следы, обнаруженные в результате схода селя в 2009 году.

Данные предыдущих исследований позволяли сделать предположение о том, что птица, жившая 55,8-46,5 млн лет назад, была хищницей или падальщицей.

Однако тот факт, что в отпечатках отсутствуют следы когтей хищника свидетельствует в пользу теории, что диатрима была травоядной, говорится в статье, опубликованной в журнале Палеонтология onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1475-4983.2012.01195.x/abstract?isLogout=true

Отсутствие когтей

Очень часто в научных исследованиях и научно-популярных фильмах нелетающую двухметровую диатриму с огромной головой и клювом изображают как свирепого хищника. Некоторые ученые полагают, что она принадлежит к роду Gastornis.

По словам зоолога Джорджа Масто из Университета Западного Вашингтона в Беллингеме, зачастую утверждается, что эта птица «сменила динозавров на вершине эволюции хищников».

«Давайте скажем честно: пугающие, кровожадные хищники привлекают гораздо больше внимания, чем спокойные травоядные», — иронизирует он.

Исследование показало, что многочисленные хорошо сохранившиеся следы огромной птицы скорее всего принадлежали диатриме.

Это — единственные сохранившиеся ее следы, и изучая их, можно получить данные о том, чем питалась птица-гигант.

«Следы четко показывают, что у птицы не было длинных когтей», — рассказал Дэвид Такер из Университета Западного Вашингтона, который также принимал участие в исследовании.

«Когти — свидетельство того, что животное ловило добычу и держало ее когтями. У всех птиц-хищников есть острые, длинные когти», — подчеркивает он.

Ноги и клюв

В более ранних исследования следов диатримы палеонтологи делали вывод о том, что птица была хищником, поскольку была огромных размеров, имела большую голову и массивный клюв.

Первый скелет диатримы был найден в США и сохранился рядом с костями маленькой лошади и других небольших млекопитающих. По словам Масто, некоторые ученые на основании этого сделали вывод о том, что птица была хищной, а найденные скелеты были ее добычей.

Однако у диатримы были достаточно короткие ноги, и некоторые ученые полагали, что она не могла быстро бегать и ловить добычу, и поэтому была травоядной.

Дальнейшие исследования выявили, что у клюв у птицы не был крючкообразным. Это — одна из характерных черт хищников, которая позволяет им удерживать добычу и разрывать мясо жертв.

Дэвид Такер рассказал Би-би-си, что вывод о том, что у птицы не было когтей, говорит в пользу сторонников гипотезы ее травоядности.

«Более вероятен сценарий, при котором диатрима собирала клювом листву, фрукты и семена с деревьев в субтропических лесах, где она обитала», — добавил Джордж Масто.

По мнению ученых, схожие черты диатримы и хищных Phoruscracid, или «ужасных птиц», живщих в джунглях Южной Америки, позволили палеонтологам сделать предположение, что виды имели большое сходство.

Американские ученые пришли к заключению, что вывод о том, что диатрима «была такой же, как хищные, результат неверной ассоциации, нежели анатомических свидетельств».

• Антон Брандт  25 ноября, 05:28
    Урра!
    Моя психика спасена!
    А то картинка, а большой курице, глотающей маленькую лошадку, все эти годы сводила меня с ума.