CATGee предлагает: купите себе образец своей ДНК

Так выглядят наборчики CATGee для хранения ДНК. 30 долларов и частичка себя у вас всегда под рукой (фото catgee.com).

Вы нашли, чем хвастаться? «Теперь вы можете хранить немного того, что делает вас вами!» — радует британская фирма. У каждого из нас имеется кое-что такое, чего ни у кого кроме нас никогда не будет. Нам предлагают купить постоянное напоминание об этом.

Видно, коммерсанты думают, что ДНК внутри нас с вами не сидится, и выступают со всё новыми инициативами по извлечению этой уникальной последовательности на свет Божий.

Кажется им, будто человеку кроме дезоксирибонуклеиновой кислоты и гордиться-то нечем. А давайте, говорят, вы её на рабочий стол поставите. А почему бы вам её, продолжают, на маечке не изобразить? Это ж какое громкое заявление о вашей индивидуальности!

Вот, к примеру, молодой британский предприниматель Дэвид Николсон (David Nicholson) не сомневается, что многим скучновато таскать ДНК в 100 триллионах клеток, и в связи с этим открыл контору под названием CATGee.

Ваша ДНК в олове. Срок хранения от 14 лет до «навсегда» (фото catgee.com).

Название Николсон ловко сложил из азотистых оснований нуклеотидов: цитозина (Cytosine), аденина (Adenine), тимина (Thymine) и гуанина (Guanine).

Произносится конструкция как кэтчи (catchy) или можно так — кэтчер (catcher) — слово, близкое каждому американцу.

Так называют принимающего в их бейсболе.

Открытие фирмы именно сейчас, в 2003 году, приурочено к 50-летнему юбилею открытия двойной спирали сами понимаете, чего. «Люди покупают участки на Луне, платят, чтобы их именами называли звёзды, так почему бы вам не хранить у себя немного вашей ДНК?»

Тю, скажет постоянный наш читатель (-ница), вы же о чём-то таком писали.

«Лицо на маечке». Так выглядит цифровой код на футболке. Слева от кода написано, что «здесь могло бы быть ваше сообщение» (фото catgee.com).

О подобном — да, но тут речь не о штрихкодах на полотенце, а о реальных образцах ДНК, упакованных в контейнер.

Ладно, пора рассказать, в чём собственно заключаются услуги CATGee. Вы покупаете набор, состоящий из инструментов сбора искомой кислоты (щётка, стерильные мешочки, пара одноразовых перчаток) и средств хранения (специальная карточка и оловянный футляр), инструкций по эксплуатации, а также буклета о ДНК и CATGee.

Всё эта канитель стоит около $30. После доставки вы берёте щётку и протираете ею внутреннюю полость рта в течение нескольких минут. Затем слюну вы наносите на карточку, которая сохнет час. Карточку кладёте в мешочек, где она будет храниться «всегда». 14 лет как минимум.

Ещё не всё. Мешочек вы вкладываете в оловянный контейнер-книжку, размеры которого немногим больше коробки из-под DVD. Вроде как всё: «Вы никогда не найдёте того, у кого есть то же самое».

Делайте с этим всё, что хотите: передайте по наследству, подарите, выбросьте и так далее.

Хотя стоп, и это ещё не всё. Вы же можете вдобавок это, вступить в CATGee CLUB.

А вот и сами ДНК-футболки. Только для членов клуба (фото catgee.com).

Для того, чтоб стать членом клуба, вам надо воспользоваться дополнительным комплектом присланного набора. Там есть ещё сладкая пена для сбора образца, конверт с обратным адресом и маркой, заявление-анкета, а также детали по поводу оплаты членства.

Таким образом, вы отправляете образец ДНК на анализ в лабораторию фирмы, а учёные CATGee за 2 месяца вычисляют ваш код ДНК, но выдают его не в виде цветных полосочек, а как ряд букв и чисел: этого столько-то, а этого вот столько.

Карта члена клуба CATGee.

Создание кода и вступление в клуб стоит уже $60. За эти деньги вы получаете: сертификат с кодом в цифровой и графической форме, членский билет клуба и наклейку на автомобиль в виде логотипа компании.

Перед вступившими в CATGee CLUB открывается, о чудо, дополнительная возможность — размещение своего кода и личного сообщения (до 40 знаков) на футболке ($40) или трикотажной рубашке ($55).

А теперь небольшая выборка из часто задаваемых вопросов:

Если кто-нибудь завладеет моим ДНК, сможет ли он меня клонировать?

— ДНК, собранное таким способом, невозможно использовать для создания клона.

Могут ли недобросовестные люди использовать этот образец, чтобы подставить меня, вовлечь в преступление?

— Ваша ДНК присутствует почти в каждой клетке вашего организма. Например, вы оставляете содержащие ДНК клетки кожи каждый раз, когда касаетесь поверхностей вроде стекла.

Генетический профиль основателя фирмы CATGee.

Если бы кто-то захотел «создать» для вас преступление, ему было бы куда проще подкинуть полиции пару ваших волос, а фрагмент набора CATGee только вызовет подозрение.

Лаборатория, которая вычисляет мой код ДНК, знает, кто я такой и как меня зовут?

— В лаборатории не знают вашего имени или адреса. Для них вы — всего лишь штрихкод.

Могу ли я использовать полученный от вас код ДНК в юридических целях?

— Нет. Хотя коды, созданные CATGee, с научной точки зрения подлинные, они не предназначены для использования в юридических, медицинских или диагностических целях. Есть другие компании, работающие в этих областях. Ваш код от CATGee, показывает, что вы уникальны — индивидуум, отличающийся от любого человека на нашей планете!

Несмотря на содержание последнего ответа, CATGee даёт понять, что есть и серьёзная сторона в её сервисе:

Создание генетически-генеалогического древа семьи

Прогресс в медицине подразумевают, что в будущем врачи смогут лучше диагностировать болезни, если будут знать вашу генетическую историю. К тому же, ДНК умирает вместе с человеком. Сделайте подарок вашей семье сегодня, и вы поможете будущим поколениям.

Запасённый образец ДНК может использоваться для идентификации

Это похоже на страховой полис — вы не хотите его использовать, но не можете без него обойтись.

Двойная спираль ДНК, из-за которой, собственно, весь сыр-бор (иллюстрация cs.msstate.edu).

В сегодняшнем непредсказуемом мире образец ДНК может избавить ваших родственников от невыразимых страданий, если вы вдруг попадёте в катастрофу, а идентификация по зубам будет невозможна. По крайней мере, они смогут проститься с вами должным образом.

Кроме того, есть люди, которые хотят для возможной идентификации хранить ДНК дома: путешественники, много разъезжающие по миру, родители (сотни детей исчезают каждый год) и другие. И так далее.

В планах CATGee на будущее содержится создание звонков для мобильных телефонов. На основе известной последовательности, разумеется.

Логотип DNA Copyright Institute на коврике для мыши. Коврик этот, кстати, продаётся там же, где и антивоенные майки майки «Тату». Кружки и кепки DNACI там же (фото cafeshops.com).

Между прочим, Дэвид Николсон — не единственный ДНК-бизнесмен. Как рассказывает Wired, имеется такая компания и в Штатах. DNA Copyright Institute (DNACI) называется. Это, по сути, институт авторского права на ДНК.

Идея состоит в том, чтобы защитить людей от клонирования против их желания. За какие-то $1,5 тысячи DNACI возьмёт у вас образец ДНК, создаст генетический профиль, введёт результаты в базу данных и вышлет сертификат.

Можно защитить не только себя, но и кота, собаку, лошадь, домашний скот или вид орхидей.

Вот так, факт клонирования человека ещё толком не доказан, а Copyright уже тут как тут. Лихо.

Между тем, что в США с 1995 года предпринимаются попытки законодательно разобраться с генетической информацией, как частной собственностью.

Согласно последнему такому закону от 2001 года, за неправильное использование исследователями генетической информации полагается штраф в $250 тысяч.

Именно поэтому, кстати, CATGee печатает на футболках не штрихкод, а его цифровой эквивалент. С другой стороны, фармацевтические и биотехнологические компании преспокойно могут закон обходить, мотивируя тем, что генетическая информация необходима им для лечения больных.

Таким увидел авторское право на ДНК художник BBC News.

Да и вообще — запретом и генетической частной собственностью сегодня мало кто интересуется.

То и дело кто-то начинает возмущаться по поводу «privacy», задавая такие вопросы как в FAQ у Николсона, но это капля в море.

Короче говоря, ДНК приходит в нашу повседневную жизнь, дорогие друзья! Бизнесмены извлекают её из людей на их же деньги.

Такими темпами мы совсем скоро и до всеобщей базы дойдём, до банка и чёрт его знает, до чего ещё.

А всё потому, что последовательности дезокси...ксирибонук... дезо-кси-рибо-нуклео-тидов у нас у всех разные. Так-то.

Генная инженерия спасёт от нервно-паралитического газа

17 марта 2003

Генетики опасаются нового апартеида

4 марта 2003

Генетический апартеид: грустные фантазии или реальность?

4 марта 2003