Бабочки в паучьей шкуре дурачат скачущих хищников

Для человеческого взгляда защищающаяся Brenthia hexaselena не похожа ни на бабочку, ни на паука. Но у пауков своя логика (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

"С мимикрией в природе происходят безумные вещи, и у нас есть лишний тому пример", — говорит американский биолог. И с ним невозможно не согласиться. Ещё бы: вкусная бабочка подражает невкусной, другая бабочка прикидывается хищником-пауком, а паук притворяется муравьём.

Спасаясь от гибели и быстрого превращения в чей-нибудь обед, многие животные предпочитают стать объектом несъедобным. Но бабочки из Коста-Рики знают ещё более надёжный способ: они превращаются… в пауков! И правильно делают: ведь такое вряд ли кому-то захочется съесть, особенно самим паукам.

В живом мире «превращения» случаются довольно часто. Речь идёт, конечно, не о трансформации как таковой, а только о мимикрии — подражании окружающей среде. Обычно она используется в качестве защитной стратегии, которая отпугивает возможных агрессоров.

Этим увлекаются, к примеру, некоторые бабочки, копирующие внешность монархов (тоже бабочек, из семейства данаид) — не таких уж неприятных на вид, но для многих хищников совершенно отвратительных на вкус.

B. hexaselena в обычном состоянии ничего общего с пауками не имеет (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

А биологи Ядранка Рота (Jadranka Rota) и Дэвид Вагнер (David L. Wagner) из университета Коннектикута (University of Connecticut) отыскали ещё более интересный случай мимикрии и написали о нём большую статью, которую журнал PLoS ON целиком выложил в открытом доступе.

Итак, учёные выяснили, что бабочки Brenthia hexaselena из семейства риодинидов (Riodinidae) подражают не какой попало гадости, а самим хищникам.

И это помогает, несмотря на то, что данные хищники — тропические прыгающие пауки Phiale formosa (мы о них вам рассказывали кое-что), от которых, казалось бы, мало кто может скрыться. Вообще, мимикрировать под этих пауков пытаются многие другие виды. И по некой иронии природы им и самим приходится притворяться, чтобы не пасть жертвами других местных хищников — муравьёв… Но вернёмся к нашим бабочкам.

Схематичная прорисовка изображения: вверху — бабочки B. hexaselena, внизу — паука P. formosa. Очевидно, эта бабочка со сложенными крыльями пауку очень напоминает самого себя (иллюстрация Virginia Wagner).

Это необычное умение коста-риканских бабочек Ядранка Рота обнаружила случайно. Проводя исследования в лесу, она увидела, что сидевшие на листьях B. hexaselena, наверное, испугавшись чего-то, вдруг экстравагантно сложили крылья и начали странно прыгать — вот так (файл MOV, 1,9 мегабайта).

Прыгающий коста-риканский паук P. formosa. Он допрыгался в хорошем смысле слова, а вот кузнечик — нет… (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

Эта ситуация показалась исследовательнице крайне любопытной, и она решила выяснить, в чём причина таких действий насекомых. Ядранке показалось, что своими движениями бабочки чем-то напоминают прыгающих пауков, живущих здесь же. И она предположила, что в этом деле прослеживается «паучий след».

Прыгающие пауки P. formosa — известные на территории Коста-Рики хищники. Эти существа славятся своим зрением, очень острым для пауков, а также резкими «скачущими» движениями, из-за которых они и получили своё биологическое «прозвище».

Рота и Вагнер взяли этих пауков, наловили разных бабочек и стали экспериментировать. Опыт был несложный: в банку к паукам подсаживали несчастных испытуемых и смотрели, что будет происходить.

В общем, в случае с обычными бабочками результат был предсказуемым: пара паучьих прыжков — и привет (файл MOV, 10,7 мегабайта). Однако B. hexaselena так просто не сдавались. При виде паука они топорщили крылышки и начинали перемещаться мгновенными короткими перебежками — так же, как и их потенциальные убийцы.

Несколько картин из жизни в лаборатории. Напомним, что пауки умеют далеко прыгать, а бабочка — это то, что с крыльями. Если что-то непонятно, то на первых кадрах в верхней серии паук находится слева, а в нижней — справа. Во второй серии, как видите, паук просто вынужден убежать… Ну не наглость ли? (фото Jadranka Rota, David L. Wagner).

Иногда пауки распознавали имитацию со всеми последующими трагичными последствиями, но редко — всего в 6% случаев. И немудрено, так как перевоплощение было очень артистичным.

Аспирантка университета Коннектикута Ядранка Рота надеется узнать, из-за чего и как бабочки «пошли по стопам» пауков (фото с сайта hydrodictyon.eeb.uconn.edu).

Бабочки, представьте себе, не только прикидывались своими среди чужих, но и подскакивали к паукам, обходили их вокруг и топали себе спокойненько дальше! Причём порой действовали так активно, что пауки пугались и шарахались в сторону (смотрите ролик — файл MOV, 16,3 мегабайта). Тут уж не до атаки: теперь самому бы остаться живым, хотя пауку и невдомёк, что его стращает собственная еда.

Эдакое подражание хищнику встречается в природе крайне редко, и о том, каков механизм этого явления, как оно возникает и управляет экосистемами, учёные пока мало что знают.

Как раз его смысл и пытается понять Ядранка Рота. Она говорит, что мимикрия такого рода нужна тем видам, которым со своим «главным» хищником приходится встречаться постоянно. А это значит, что каждый раз притворяться гораздо легче, чем «делать ноги».

Звёздное рыло изумило даром нюхать под водой