Дыра нашей галактики показала старый фейерверк

На этой анимации изображён процесс, происходящий при попадании вещества на чёрную дыру. Примерно такую картину, скорее всего, и наблюдали жители центра Галактики (иллюстрация NASA/CXC/D.Berry).

Чёрная дыра, проживающая в нашем доме – галактике Млечный Путь — снова заявила о своём присутствии. Она «съела» неизвестный объект, подозрительно совпадающий по массе с одной из планет Солнечной системы. Правда, об «обеде» она поведала несколько странным образом – с помощью эха.

Sagittarius A* — чёрная дыра, находящаяся прямо в центре нашей галактики, которая на земном небосводе располагается в созвездии Стрельца. Время от времени она испускает вспышки электромагнитного излучения, и самая последняя из них оказалась особенно сильной: она была в тысячу раз мощнее и в тысячу раз дольше обычной.

Как считают исследователи, причиной этого события стало падение на Sagittarius A* некоторого количества вещества. По их оценкам, по массе оно сопоставимо с небольшой планетой типа Меркурия.

По мере падения материи на чёрную дыру она испускает интенсивное излучение в рентгеновском диапазоне. Чем больше «гибнет» вещества, тем больше выделяется энергии.

Однако, что именно поглотил объект Sagittarius A* на сей раз, астрономы не могут сказать. У Майкла Муно (Michael P. Muno), астронома из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), занимавшегося изучением этого случая, есть только предположение, что вокруг этой чёрной дыры движутся относительно небольшие газопылевые облака, которые время от времени попадают в неё.

На этом рентгеновском снимке, переданном Chandra, выделены участки газопылевых облаков, на которых видно световое эхо – излучение от чёрной дыры, которое пришло к нам с 50-летней задержкой (фото NASA/CXC/Caltech/M.Muno et al.).

По другой версии, вокруг Sagittarius A* вращается газопылевой диск, в движении которого по какой-то причине происходят возмущения, «сбрасывающие» вещество.

В этой истории особенно интересно, что было зарегистрировано не само излучение, а так называемое световое эхо.

Согласно вычислениям, первичное излучение дошло до нашей планеты около полувека назад. Правда, тогда не было рентгеновских обсерваторий, которые могли бы зафиксировать это происшествие.

В силу того, что излучение распространялось во всех направлениях сразу, оно попало на газопылевые облака, окружающие чёрную дыру, и отразилось от них.

Отражённое излучение достигло нашей планеты несколько позже первичного. В космическом масштабе эта задержка несущественна. Путь от Sagittarius A* до Земли свет по прямой линии проходит за 26 тысяч лет. А то излучение, которое попало к нам, перед этим отразилось от ближайших газопылевых облаков и прошло из-за этого чуть больший путь, припозднившись примерно на 50 лет. А это и есть световое эхо.

Этой вселенской «секунды» людям вполне хватило для того, чтобы создать технику для рентгеновской астрономии. В частности, гамма-телескоп Сhandra, которым учёные и поймали данное эхо.

Так происходило распространение излучения после поглощения вещества чёрной дырой. Обратите внимание на газопылевые облака вокруг. Через полвека после того, как первичное излучение достигло Земли, дошёл и свет, отразившийся от них (иллюстрация NASA/CXC/M.Weiss).

Рассказывая о своём открытии на 209-м собрании Американского астрономического общества (American Astronomical Society), Майкл Муно добавил, что среднее излучение, идущее от Sagittarius A*, слишком мало для сверхмассивной чёрной дыры.

Причина этого непонятна. Одно из объяснений ситуации предложил Фредерик Баганофф (Frederick K. Baganoff), астроном из Массачусетского технологического института (MIT), также участвовавший в этом исследовании.

Он считает, что газ и звёзды в центральной части нашей галактики находятся очень далеко от чёрной дыры и поэтому не подвергаются опасности (за исключением парадоксальной молодёжи). А так как из-за этого Sagittarius A* приходится «есть» мало, то и сильного излучения нет.

Ну, что же, тем лучше. И нам спокойнее.

Сверхновая уничтожила Столпы Творения