Мембраны впервые позволили увидеть живые ткани под микроскопом

«Влажное» изображение нерва крысы, полученное с помощью электронного микроскопа (фото с сайта sciam.com).

Электронным микроскопам не один десяток лет и в биологических исследованиях они сыграли большую роль. Однако до сих пор учёные могли рассматривать при помощи этих аппаратов лишь мёртвые образцы биологических тканей, так как технология предусматривала их размещение в вакууме, где живые клетки быстро высыхали и гибли.

Стефан Тиберге (Stephan Thiberge) из израильского института Вайзмана (Weizmann Institute of Science) придумал «влажную» технологию электронной микроскопии, позволяющую видеть клетки, наполненные водой.

Для этого Тиберге применил тончайшие полимерные мембраны, защищающие образцы от «выкипания» в вакууме. Эти мембраны достаточно прозрачны для электронных лучей и в то же время — прочны.

Теперь у учёных появилась возможность рассматривать внутренности работающих биологических клеток с недоступным ранее разрешением. Хотя полимер несколько снижает «резкость» изображения, выдаваемого электронным микроскопом, увеличение всё же остаётся куда большим, чем у микроскопа оптического.

Учёные выяснили, что слышит младенец в утробе матери