Марсоход обнаружил на Красной планете следы солёного моря

Оказывается, Opportunity сел на берегу моря. Здесь показаны отложения, сформированные морским течением (фото с сайта jpl.nasa.gov).

Ровер Opportunity обнаружил доказательства того, что когда-то на месте посадки марсохода бежало морское течение, а вблизи проходила береговая линия солёного океана.

Об этом свидетельствуют детальные снимки скалы по имени «Верхние Лощины» (Upper Dells). Они показывает тонкие пластинки (слои отложений), среди которых попадаются обрезанные, пересекающиеся и проходящие под углами друг к другу.

Зёрна осадочных пластов, подобные по размеру песку, по косвенным признакам, были уложены в некую «рябь» с помощью воды, текущей со скоростью 10 — 50 сантиметров в секунду.

По словам учёных миссии, рябь, сформированная ветром, выглядит отличной от ряби, сформированной водой.

Окружающая среда, существующая в то время, когда формировались эти скалы, была полна соли, иногда закрываемой мелкой водой и иногда высыхающей. Такая обстановка на Земле наблюдается на краю океанов или в пустынных бассейнах, где бывают потоки воды, производящие такой же тип ряби, как и замеченный в скалах Марса.

Вторая линия свидетельства, это полученные данные о хлоре и броме в скалах, также предполагает этот тип окружающей среды.

Специфический тип скалы, найденный марсоходом — это превосходное «вместилище», способное сохранить свидетельство любого биохимического или биологического материала, который, возможно, был когда-то в этой воде.

«А это значит, что когда-нибудь мы должны собрать эти скалы и переправить их в земные лаборатории, чтобы читать их „ключи“ к биологическому потенциалу Марса», — заявил ведущий учёный миссии доктор Стив Сквайрс (Steve Squyres).

Англичане строят самый большой в мире макет Солнечной системы