Сети биологов вытащили тайны ледяного дна

Судно Polarstern помогло биологам собрать колоссальную коллекцию подводных жителей, способную поразить воображение даже людей, не увлекающихся биологией. Не верите – смотрите фотографии в нашем материале (иллюстрация Angelika Brandt).

Неизвестные ранее виды губок, слепые ползучие твари, украшенные волосатыми антеннами, раки с глазами, которые не нужны в темноте, странные ребристые черви — только некоторые из новых видов, найденных в беспросветных глубинах океана вблизи берегов Антарктиды. В месте, которое, по представлениям учёных, должно было быть очень бедным в плане биологического разнообразия.

Свыше тысячи видов, большинство — неизвестных ранее, а также — немало видов известных, но таких, которые учёные не ожидали встретить здесь, нашли биологи в ходе трёх экспедиций германского научного судна Polarstern в моря Скотия и Уэдделла, прошедших с 2002 по 2005 годы в рамках международного проекта Andeep (Antarctic benthic deep-sea biodiversity — Биологическое разнообразие антарктического глубоководного бентоса).

Ведущий автор исследования Ангелика Брандт (Angelika Brandt) из Зоологического института и зоомузея университета Гамбурга (Biozentrum Grindel und Zoologisches Museum) и её коллеги из ряда научных учреждений Европы опубликовали в Nature отчёт о необычных находках.

Морской ёж Ctenocidaris — один из удивительных видов, обитающих на дне океана (фото Armin Rose/German Center for Marine Biodiversity).

В частности, авторы новой работы рассказали о последних данных, полученных при изучении моря Уэддела на больших глубинах (от 748 до 6348 метров).

Только одних изоподов (или равноногих, это самый большой отряд ракообразных) учёные насобирали 674 разновидности, из которых 585 видов не были описаны прежде. Также исследователи нашли великое разнообразие моллюсков, морских ежей, червей и так далее.

Всё это пиршество привело биологов в восторг. Ведь известно, что океан у северного полюса беден биологическими видами. В сравнении с экваториальными районами планеты. Было бы логично ожидать такую же скудность от дна океана близ Антарктики, но оказалось, что в плане вариативности — это настоящий рай.

В море Уэдделла нашли, к примеру, эту стеклянную губку (фото Armin Rose/German Center for Marine Biodiversity).

Но не только число новых видов обрадовало учёных. Важно было, что именно они нашли и где, и как вновь открытые виды (а также найденные там известные виды) связаны с обитателями других районов мирового океана.

Собственно анализ этой связи стал одним из самых важных элементов новой работы. «Антарктическое глубокое море — может оказаться колыбелью жизни для глобальных морских видов», — делает важный вывод Брандт.

Знакомьтесь — розовый многощетинковый червь (полихета) — ещё один сюрприз из моря Уэддела (фото Wiebke Brökeland).

Многие из найденных организмов, как выяснилось, имеют родственников и в соседних более мелких водах, и даже в других океанских бассейнах.

Вообще через море Уэдделла проходит обширное океанское течение. Так что этот бассейн является важным для распространения видов в самых различных областях планеты.

К примеру, авторы исследования установили, что некоторые ракообразные, обитающие на шельфе и обладающие глазами, близко связаны с глубоководными ракообразными, глаз не имеющими

Этот полупрозрачный изопод, открытый в одной из экспедиций Andeep, способен распластать своё тело, чтобы увеличить площадь поверхности и таким образом удержаться от погружения в осадок на дне океана (фото Wiebke Brökeland).

А порой учёные находили глубоководных раков, произошедших от своих сородичей на шельфе и при этом сохранивших глаза. Хотя теперь они им уже не нужны.

Особенно сильно удивил биологов генетический анализ фораминифер — одноклеточных, покрытых декоративными раковинами.

Выяснилось, что три разновидности этих существ, найденных в глубинах моря Уэддела, практически идентичны видам, выловленным в Северном Ледовитом океане. То есть данные виды в поисках «лучшего дома» преодолели всю планету.

Маленький брюхоногий моллюск, ещё один морской ёж, несколько ракообразных, а также чудесный морской огурец, похожий на поросёнка — тоже являются сокровищами для европейских исследователей (фото BAS, Susanne Lockhard, Wiebke Brökeland, и Scottish Association for Marine Science).

Потрясающее разнообразие подводной жизни у берегов Антарктиды биологи объясняют относительной изоляцией этого района в течение большого времени.

У обитателей тёмных глубин в этом районе океана было 40 миллионов «спокойных» лет для экспериментов. Поскольку примерно в это время окончательно сформировался океан вокруг южного континента. До этого момента молодая Антарктида медленно перемещалась к южному полюсу, после раскола древнего континента Гондвана, случившегося примерно 100 миллионов лет назад.

Этот ярко окрашенный представитель ракообразных семейства Epimeriidae — первый глубоководный обитатель среди видов своей группы (фото BAS).

Интересно, что ещё до начала данных экспедиций учёные оптимистично рассчитывали найти хотя бы несколько новых видов глубоководных существ, обитателей континентального склона и абиссальных равнин.

Когда же счёт удивительным организмам пошёл на сотни, биологи поняли, что им придётся серьёзно пересмотреть роль данного района мирового океана в эволюции морской жизни всей планеты. Так что нынешний отчёт — лишь первый итог визитов Polarstern в Антарктику. И основная работа — впереди.

Соавтор исследования — Кэтрин Линз (Katrin Linse) из британской организации по исследованию Антарктики (British Antarctic Survey) — так объясняет значение данной работы: «Обнаружение этих экстраординарных сокровищ — наш первый шаг к пониманию сложных отношений между большими глубинами океана и общим распределением морской жизни».

Лягушки получают яд от клещей