Физики впервые создали литиевую жидкость с нулевой вязкостью

Увеличенное изображение в условных цветах литиевого желе (фото с сайта abc.net.au).

Учёные из американского университета Дюка (Duke University) создали сверхжидкость (называемую также «желе») из атомов лития-6, помещённых в вакуум и охлаждённых до температуры, близкой к абсолютному нулю.

Данное состояние вещества оказалось интересно тем, что эта жидкость не имеет вязкости и сопротивления, что, в свою очередь, напоминает явление сверхпроводимости. А именно сверхпроводимость учёные пытаются понять при помощи данного опыта.

Дело в том, что эти атомы лития относятся к классу частиц, называемых фермионами. До сих пор учёным ни разу не удавалось получить сверхжидкость из фермионов. Такие жидкости ранее создавались лишь из частиц, относящихся к другому крупному классу — бозонам.

Один из авторов работы Джозеф Кинест (Joseph Kinast) полагает, что атомы лития сгруппировались попарно и создали, таким образом, виртуальные бозоны, что и позволило литию вести себя, как сверхжидкость.

И именно это явление группировки подозрительно похоже на поведение электронов в сверхпроводнике, которые, также являясь фермионами, объёдиняются в нём попарно и двигаются сообща.

Новая система поможет учёным ещё на шаг приблизиться к созданию высокотемпературных сверхпроводников, а также смоделировать некоторые необычные процессы, например, происходящие внутри нейтронных звёзд.

Межзвёздные корабли: проекты готовы, физики — нет