Астрономы разгадали тайну неуловимых чёрных дыр

Рентгеновский источник в галактике М82 (фото с сайта bbc.co.uk).

Теоретическая физика неплохо представляет себе «поведение» двух типов чёрных дыр — маленьких, с массой от двух до десяти солнечных масс, и сверхгигантских, в миллионы солнечных масс (такие удерживают «на якоре» галактики, находясь в их центре).

Чёрные дыры промежуточного класса оставались самой туманной областью в данном разделе науки.

Новое компьютерное моделирования доказало, что чёрные дыры среднего размера могут формироваться в плотных звёздных скоплениях.

Новая модель прекрасно соответствует недавним наблюдениями галактики M82, сделанными космическим рентгеновским телескопом NASA Чандра (Chandra).

Один источник рентгена связан с группой молодых звёзд по имени MGG 11. Его яркость соответствует расчётной для так называемой «промежуточной» чёрной дыры с массой в 300-900 масс Солнца.

«Именно в плотных звёздных скоплениях высока вероятность столкновений звёзд», — объясняет один из авторов исследования Саймон Цварт (Simon Portegies Zwart) из университета Амстердама (University of Amsterdam).

Модель показывает, как сталкиваются две крупные звезды, создавая сверхмассивную звезду, притягивающую и поглощающую соседние звёзды до тех пор, пока не образуется чёрная дыра.

Возможно, что именно такие объекты впоследствии служат кирпичиками для сверхкрупных чёрных дыр, скрывающихся в центрах галактик.

NASA испытывает думающий скафандр