Пылевые смерчи на Марсе создают гигантские электромагнитные поля

Пылевые торнадо на Марсе уже не раз замечали с орбитальных аппаратов (рисунок художника с сайта cnn.com).

Заключение основано на исследованиях, проведённых в Аризоне и Неваде, где учёные искали пылевые смерчи и двигались прямо через них.

Экспериментаторы обнаружили неожиданно большие электрические поля с напряжённостью, превышающей 4 киловольта на метр.

Работа проведена центром Годдарда (Goddard Space Flight Center) американского космического агентства. Цель — понять, какие сюрпризы могут принести пылевые бури на Марсе.

Частицы пыли в смерче становятся наэлектризованными, потому что они трутся друг о друга.

Но раньше учёные полагали, что положительные и отрицательные частицы будут равномерно смешаны, удерживая суммарный заряд на нуле.

Вместо этого оказалось, что меньшие частицы имеют тенденцию получать отрицательный заряд, а ветер уносит их выше.

Более тяжелые, частицы чаще заряжаются положительно и чаще остаются ближе к поверхности земли.

Это разделение зарядов создаёт гигантскую батарею. А потому, что частицы находятся в движении, они создают ещё и переменное электромагнитное поле.

На Марсе при меньшей гравитации и меньшем атмосферном давлении пылевые смерчи могут быть в пять раз шире, чем земные, и могут вырастать до высоты 8 километров.

Все упомянутые выше явления, вероятно, могут происходить и в марсианских пылевых торнадо, но гораздо в больших масштабах.

А значит, уже сейчас нужно думать, как защищать астронавтов и оборудование от воздействия этого явления, делают вывод учёные NASA.

Огромная комета упала на молодую звезду